WagnerLand.ru

Фото-видео => Гонки в Прибалтике => Тема начата: Aleksej от Октябрь 01, 2012, 15:13:50

Название: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 01, 2012, 15:13:50
Про мопеды (много текста)


Здравствуйте уважаемые форумчане и посетители!
Расскажу вам свою ударную мопедную лайф-стори.

...первый  мопед  в моей жизни -  мопед  моего дядьки, 22-я. Была у него сначала красная, но у неё переломилась рама, и по гарантии поменяли на зелёную, он изредка возил меня на этих Ригах в детский сад. Причём ездил он интересно: сидел на  мопеде  обоими ногами на одну сторону, как бы - сбоку присел, и поехал. Так мы вот таким макаром и ехали - он, ногами с одной стороны, и я мелкий, сзади, держась за него.
Ну и ещё у дядьки с дедом была целая куча мототехники, так что примерное времяпровождение в будущем было определено - с техникой!

...потом было велосипедное детство, помню Бабочку, Школьник, Орлёнок, опять Школьник (я-ж школьником был ), складной Аист (упёрли...), другой Орлёнок, сам упёр, в отместку..., потом уже пошли  мопеды , но и велосипеды тоже ещё появлялись: Украина на Орлёнковских колёсах, Турист, ну и последний, который сейчас - шведский, военный. Хороший аппарат, надо заметить!

В разгар велосипедного детства у друзей понемногу стали появлятся  мопеды . Первый такой  мопед  был у кореша моего, Алана. Дельта! Песня! Пацану было 9? 8? лет, он до земли не доставал толком, но уже гонял вовсю! И я за рулём сиживал! Какой кайф! Сам едешь на  мопеде ! Первая скорость, вторая, скорость за полтинник, слёзы из глаз, счастье есть!....

Примерно с тех пор, лет с 9-10 я стал читать мотолитературу. Сначала, конечно, больше картинки смотрел, но потом и вникал в суть.
 Мопеды  тогда были в продаже, но как почти всё в стране Советов, были дeфицитом. Набравшись опыта в погоне за дефицитом (модельки коллекционировал), я стал выискивать в торговле  мопеды .
Помню цены конца 80-х - Дельта (мечта!) 270р., Тринарик - 181р., Миник с рук - 200.
Естественно, быстрее накопилось на Ригу 13. Лучше, как известно, синица в руке...
Стал я колесить на Тринаре по всем округам. На велике уже до того по городу наездился, ПДД начитался, проблем с уличным движением не было до поры-до времени... Что и как крутить у  мопеда  я не знал толком, "колоть движок", "регулировать кулачки", "карбёр, свеча" - всё только по рассказам, дед, к сожалению, к тому времени уже умер, а дядька гордо вручил мне мотоциклетные ручки переднего тормоза и сцепления, сказал, что педали нах.. не нужны, и велел не приставать больше, сам он после смерти деда с техникой как-то подзавязал...
Так вот я сам и пытался... Зажигание регулировал, например, увеличивая-уменьшая зазор в прерывателе, и мне невдомёк было, что в этом была причина частых клинов от перегрева... Но находились добрые люди, колдовали чё-то с мотором, и оно ехало!
Гонял я круглый год - лето-зима-дождь-мороз-жара - всё было нипочём! Раз с друганами (они на Дельтах...!) поехали за город, на дачу. 50км. По дороге я стал от них отставать, они поначалу меня поджидали, а потом умотали вперёд. Я на ходу так накрутил карбюратор, что мопедка моя просто полетела! Километров на 6-8 скорости прибавил! Но ненадолго... случился клин.... Хм, а я думал, цепь застряла... И пошел я пешочком домой... 20 километров, не беда! Мотор отнёс в гарантию - благо, завод рядом! Они мне отдали мотор Д6, да ещё со сбитым номером!... Но я был наслышан, что Д6 круче, и взял. Ездил хорошо потом этот Д6.
От нечего делать, прикрутил заднее колесо от Миника. Отстой! Скорость 15-20, тяга зверская (для Тринарика ), но нахрена вся эта тяга, когда оно еле движется!... Одного дня мне хватило, перекрутил обратно!
Вокруг меня в это время кругом народ катался на  мопедах  - кто-то на отцовской 12-й (зверь-машина!), кто-то на своей новенькой Дельте, кто-то на старенькой, кто на Тринаре с Дельтовским сиденьем и подножками, кто кроссовик конструировал, и т.д.... Время было супер, и от того что у меня не престижный Тринарь, я не обламывался, так и ездил - с педалями.

Пока не случилось первое проишествие.
Ехал по улице, сзади друган на Дельте. В поездках двухскоростные меня обычно пускали вперёд, что бы с одной скоростью ехать. Ехали вдоль припаркованных машин, я обернулся, посмотреть, нету ли сзади машин, потому что один водила сел в свои Жигули, думал, мало-ли, выезжать будет, так я объеду.... Не объехал  Когда повернул голову обратно, Шестёрка задом уже выехала с парковки и оказалась прямёхонько передо мной.... БАБАХ!!!
Очнулся, меня поднимают. Хорошо я, вроде, пролетел... Водила, пока ГАИ ждали, на моих глазах пол-пачки сигарет выкурил одну за одной!...
Отвезли меня в больницу. Поскольку мне ещё не было 14-ти лет, дело втихую замяли,  мопед  у меня не забрали, а сам я отделался сильным ушибом коленки. Друган потом рассказывал, как он оба  мопеда  до гаража гнал - 100 метров на одном, потом бегом назад, и 200 метров на другом, потом опять, благо не особо далеко было.
 Мопед  погнулся в аварии слегка, руль криво встал относительно переднего колеса. Нога побаливает, а там ещё ремонтировать... И с той поры как-то упал мой пыл на  мопеде  гонять напропалую. Но не подумайте! Пылу не было всего месяцев 5, до следующего сезона!

Наступила весна  ... и все повытаскивали  мопеды !
Меня уговорили друзья, а я уговорил мамку - купить мне Дельту!
Брал у знакомого, за 150 рублей. Чуваки сделали мне "предпродажную подготовку" - поменяли поршневую на заведомо худшую...
Каково же было их удивление, когда на этой поршневой Дельта ехала 55! Я-то лёгкий, мне что! (узнал я об этом, конечно, лишь спустя годы... )
И понеслась опять!... И день и ночь!... Связался с одним умником, он предложил мне поменять Дельту на Ригу 12, с высоким баком, чёрную!...
Я тогда уже гнался за скоростью, а 12-я же быстрее!...
В то время у нас, как и во всей стране, творился мопедный бардак - их воровали-разбирали-перепродавали-покупали-собирали и снова воровали!...
Была даже такая байка в ходу: приезжает Пекарь на район на Дельте, и предлагает её купить. На вопрос - не ворованый ли  мопед , отвечает: Да нет, не ворованный конечно, смотри, как было: две недели назад один чувак спи...л етот  мопед  в Межапарке (тут, и далее - названия микрорайонов в Риге), неделю покатался, потом у него его спи...ли в Пурвциемсе, а вчера я спи...л этот  мопед  в Плявниеках! Конечно он не ворованый!

В итоге, 12-я моя наверняка оказывалась такой вот " не ворованой", да и поршневая у неё была убита, а от В-50 поршень не подходит, да ещё искры нет, а там это зажигание опять, с кулачками, ну и забросил я мопедку в сарай поглубже, а сам принялся водку пить со старшими товарищами...
Ну а себе решил смастерить другой двухскоростник - Ригу 22, благо железа в сараях и гаражах у друзей было навалом, не хватало только мотора.
По знакомству, через друга чьего-то папы, я купил с завода В-50М. Собрали заведомо не ворованую 22-ю, установили этот мотор, а он не едет...
Вообще. Не заводится. Долго я с ним бегал по дворам в попытках запустить движок, пока на консилиуме мопедных гуру, не решили, что мотор у меня бракованный, и сальники коленвала в своих гнёздах... болтаются!....
Стал я сальники на эпоксидку сажать.... ох, не знаю, долго бы я так ещё проковырялся, пока.....
Недалеко от моего района, был дом технического творчества молодёжи, где пацаны занимались кто чем - кто авто, кто авио-моделизмом, кто в столярке что-то мастерил, я тоже походил одно время, не привлекло... Но в один прекрасный год (92-й, кажется), там открылся кружок... мотоспорта!!!
Тренер - дядька латыш, Валдис. Сын у него 7-ми летний, Ивар. Валдис для сына сконструировал две мопедки - одну из бабочки, но с амортизацией на обоих колёсах, и одну - гоночную: самодельная рама, Д6, Миниковские колёса, а сверху на раме подобие обтекателя и номер "0", типа, даже быстрее первого!...
Ещё в клубе было 3 Дельты, они остались от предыдущего клуба, о существовании которого я и не подозревал. И народ повалил!
Мы с друзьями записались, уже когда все Дельты были закреплены за ездоками, но можно было идти в клуб и со своим  мопедом .
22-я и 12-я были однозначно забракованы из-за тяжёлых рам, а вот мой Тринарик тренер реально обещал превратить если не в ракету, но быстрее Дельты - это точно! И я подписался! Двухскоростники распродал по запчастям, и мотор тот, с клеенными сальниками, будь он не ладен, достал из сарая Тринашку, и с кривым рулём поехал в клуб.
Так началась моя доблестная спортивная карьера в гонках "Золотой  Мопед ", которые к тому времени были и популярны, и доступны.

Клуб располагался в большом подвале, где мы сначала навели порядок, а потом уже взялись за  мопеды . Их надо было разобрать, перебрать, покрасить и собрать. Сделали себе номера, у меня был 76.
Начали мы ковырятся осенью, до конца сезона оставалось всего 2 этапа.
С двигателями тренер поступил так - поскольку в том году никаких супер достижений совершить мы уже не успевали, мы просто отремонтировали свои моторы в стоке, аккуратно обкатали, и поехали.
Клубов мопедистов и участников было столько, что разделения на 45-50 кубиков было мало. Классы делились: 1.по кубатуре, 2.стандарт-гоночный (двигатель), 3. по возрасту - аж три категории! Вот посчитайте, что бы провести гонку в два заезда, надо 24 старта! В каждом заезде было от 5 до 15 гонщиков, самые крутые скорости были, конечно, у гоночного класса, без разницы в возрасте. Самые молодые, "гномики", гоняли так, что дух захватывало, просто смотря на них! Я тоже определился с классом - 45, стандарт, старшая возрастная группа. Соревнования были детско-юношескими, а мне уже было 15, поэтому гонять мне оставалось неполных 3 сезона....
Помимо "Золотого  Мопеда ", в Риге проводились и другие мопедные шоссейно-кольцевые соревнования - еженедельные районные, в одном из городских парков. Организовал их при помощи одого из райисполкомов глубоко уважаемый Александр Бриедис, честь и хвала ему за всю вело-мото организацию! Так вот эти "дворовые" гонки по средам мы использовали, как учебный полигон - учились ездить, (не)падать, стартовать, финишировать....
А в клубе крутили свои  мопеды . В ту зиму клуб наш превратился в общественный мопедный зимний гараж. Народу набиралось уйма, тренер никого не гнал, порядок мы более-менее поддерживали. Началась работа над мотором - Дельту ведь надо обогнать!
Я стал постигать практически устройство этого Шедевра совмотопрома - двигателя Д. Благодаря тренеру, научился не только зажигание и карбюратор регулировать, но и аккуратненько, без фанатизма, расточить моторчик до желаемых 60км/ч.
Тренер наш и нас наставлял по моторам, и сам потихоньку готовил технику и для сына, и для девчёнки, была у нас и такая!
Руки у Валдиса золотые! Сделал Минидельту, расточил ей В-50, поставил туда.... магнето от Д8! Зачам, недоумевали мы?! А он объяснил - это зажигание точнее и больше оборотов держит! Ивар потом на этой Минидельте гонял так, что в поворотах ножки складывались, а он ногу приподнимал, вышел на прямую - ножку обратно отщёлкнул, пригнулся, и полетел!...
Для Вички Валдис собрал гоночную 45-ку, с шиберным впуском! К-60 стоял сбоку картера, а впуск шёл напрямую в картер, фазы выбирались текстолитовым кольцом, закреплённым на коленвале, с прорезью под впуск, когда надо! Аппарат лётал бешено! Стандартный прерыватель не успевал замыкаться, пришлось ставить автомобильный, благо в гоночном классе были допустимы практически любые навороты без увеличения кубатуры.
А какие были гоночные Д моторы у других клубов! На цилиндре рёбра от минска, мотоциклетный карбюратор через лепестковый клапан прямо в картер, двухдисковое сцепление, зажигание от мотопил.... Говорили, кто-то и с топливом баловался, чуть ли не реактивным! Касторка - нормальное дело. Не удивительно, что скорости таких монстров переваливали за 100...
Моторы В тоже делали ого-го! Помню, был у пацана мотор, по виду вполне стандартный, но, когда он сезон отъездил, оказалось, там Г-образное поршневое кольцо! А так, изменяли передаточные числа коробки, так, что первая скорость до 70...., сцепление переставляли на первичный вал коробки, переваривая левую крышку мотора, свечу в головке устанавливали перпендикулярно, и это далеко не всё!.... В итоге, гоночные двухскоростники неслись побыстрее 45-ток, но на картинговой трассе преимущества почти не имели, т.к. разогнатся до 100 почти не где, а в поворотах ещё и скорости переключать, когда односкат ррраз, и поехал на своей единственной передаче!
В итоге, на сезон 93-го мы подготовились довольно основательно. Была, конечно, одна беда - у клуба нашего не было никаких спонсоров, не было никакого автотранспорта, а тренер любил выпить, но ведь мастерство не пропьёшь, а транспорт - мы сами! Так и гонялись - везде своим ходом, иногда только удавалось договариваться с другими клубами, и нас грузили к ним в машины, а в основном - сами. Раз даже в Даугавпилс (250 км от Риги) поехали колонной из 7  мопедов , а один даже с прицепом! Добрались, выступили как надо!
Рига моя избавилась от педалей и седла, получила подставки для ног (ножки), тормозную педаль и сиденье от Дельты. Как и обещал тренер, уличные  мопеды  обгонялись без напряга. Между гонками  мопед  использовался по назначению - кататься! Нас набиралось по 7-10  мопедов , вот мы колесили!...
К середине сезона я просёк, что ресурсика Д-шки может и не хватить для успешных стартов, если гонять моторчик и в хвост и в гриву, и я соорудил себе уличный мотор, с цилиндром от Д4 - удобнее свечу откручивать  Мотор получился с интересными характеристиками - слабоват на низах, но раскручивался будь здоров! Спортивный мой мотор тянул хорошо практически на всём диаппазоне оборотов, начиная с 1500 (приблизительно, по слуху), его, к концу сезона, я стал беречь, и между гонок гонял на уличном.
Мне повезло - продвинутые в материальном плане клубы, гонщиков моего возраста пересаживали на более крутую технику - гоночные 50-ки, а то и вообще - на мотоциклы, и в моём классе не было страшной конкуренции. Гонщиков 5 постоянных, и иногда залётные (клубы зарабатывали очки для общего зачёта), в итоге, слегка поборовшись и приняв участие во всех этапах ZM'93, я занял 1 место в своём классе! Помню, приз был - ящик мороженого  и часы Электроника-53! A клуб наш (раздолбайский ) занял твёрдое 3 место в общем зачёте среди ~15 других (даже именитых)!
Так закончился мой первый полноценный спортивный сезон. Увлечение техникой не ограничилось  мопедами  - скрутил себе самодельное чудо с мотором М1А, а летом заработал на Яву Старушку 350-ку! Но  мопед  был постоянный и безотказный транспорт!

Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 01, 2012, 15:15:30
..в клуб пришла вторая зима.
Мы так же зависали там, не забывая, конечно, кататься!
Ладно, пока зима, и следующий сезон не начался, расскажу  про   мопеды .
Последний из широко распространённых рижских мокиков была Стелла.
Причём первые появились с Явовскими автоматами. Это было настоящее чудо - тихий, с автоматом....
Как минимум три штуки таких помню у друзей. Гоняли мы на этих Стеллах нещадно - впятером! Один на переднем крыле, один на пластмассе между рулём и сиденьем, и трое на сидушке. Когда, после очередного трамплина, предстояло упасть, тот, который ехал на пластмассе, чувствовал себя камикакдзе! Остальные с горем пополам ещё могли соскочить в процессе падения, а тот оставался в  мопеде ...!
Потом у этих Стелл стали потихоньку отказывать коробки, там два центробежных сцепления, так одно переставало сцеплять, и оставалась только вторая передача, с места едва разгонялась. У других, наоборот, вторая никак не включалась, надо было пилить на первой... А ремонтировать там и нечего... пробовали на этих центробежниках пружинки другие ставить... не серьёзно, в общем.
А потом пошли Стеллы с В-50М, там хоть всё известно!
Пацаны достигали "виртуозного мастерства" в ремонте  мопедов ! В подвале, на пыльном полу - раз, два, и мотор перебран! Заводится, едет! Я как-то попробовал так Д6 перебрать на раз-два. так хрен завёл потом, до боли в животе бегал, толкал. Притолкал домой, мотор на письменном столе на газетках, любя, аккуратненько, не торопясь раскрутил, почистил-помыл, новенькие прокладочки, да на момент, после этого с пол-оборота дрынь, и поехал!
Помню наши сиюминутные решения при обрывах тросиков. Если рвётся тросик скоростей, его вручаешь пассажиру, и он по команде эго тянет - первая скорость. Разгон, тросик надо расслабить - вторая скорость!
Тросик газа пропускали вокруг рамы и привязывали к ножке, в результате - ножной газ!
Обрыв тормозных тросиков не был особо страшной проблемой! Тормоза же трусы придумали!  Задний можно было тоже примотать куда-нибудь, лишь бы длины хватало.
У меня раз сцепления трос порвался, так я на выжимную лапку надел дверную ручку, закрепил её шурупчиком через дырку для штифта, и выжимал сцепление левой пяткой! Ага, при этом нажимая на газ правым носком! Естественно, во время остановок, надо было выбирать - или газ, или сцепление! 
Однажды выжал так сцепление слишком глубоко, и все елементы из диска повыпали, шестерёнки размолотили их в момент! А взять другой диск сцепления поблизости не где... взял полено берёзовое, и ножом вырезал из коры себе эти элементы! Собрал аккуратно, неделю потом ещё так ездил!
Как-то у чувака Дельта ехать перестала - нет передач, постоянная нейтралка! Положили  мопед  на бок, сняли крышку сцепления, а там корзинка- ромашка, и диски картонные, так диски обдроч..ись так, что за корзинку больше не цеплялись - крутились сами по себе. Взял я три болтика с крышки, и вкрутил по картону между корзиной и дисками. Оставшиеся болты крышки прикрутил по низу мотора, и наказал чуваку ехать до дома, диски менять. Ага, сейчас, он гонял ещё часа 2-3, пока эти болтики у него не повыпадали  То-то удивления было у бати этого мопедиста - сцепление на болтах!...

Стал я на  мопеде  путешествовать. Или один, или в компании с кем - не важно. Маршруты составлял километров на 150-200, что бы за день без напряга можно было осилить. Красота - едешь себе какой сороковник по пустынной шоссейке, выезжаешь к морю, или к замку какому средневековому... Свобода!
Ну так вот, начался спортивный сезон 94-го. Буквально на втором этапе кто-то обокрал палатку нашего тренера, и он подумал на нас...  И попёр нас поганой метлой... В клубе, к тому времени, тоже не было никакой малины, по-прежнему не было ни денег, ни транспорта, тренеру вроде даже зарплату платили плохо... Ну мы вчетвером плюнули на всё, и пару этапов выступали, как независимые гонщики. Ага, а организаторы наши очки всё равно приписывали нашемы бывшему клубу! Мы попросились в другой клуб, и нас приняли. На другом конце города, правда, но зато транспорт есть нормальный, да и оборудование по-круче. тогда мой 76 номер сменился на 18-й. Но на достижения спортивные это не повлияло, я по-прежнему стабильно мочил всех в своём классе! 

Так-же, по привычке, ездили по средам погонятся в парк, у меня от туда целая стопка дипломов! В одну из таких поездок до парка, опять меня сбила машина.
Водитель быстренько-быстренько выскакивал на улицу со двора, и не заметил меня на мопедке... Прямо на меня вырулил!...  Перепугался водитель не слабо! Думал - убил меня. А как увидел, что я вроде и в мед.помощи не нуждаюсь, так целую пачку денег мне вручил! Нда, хороша зарплатка... Такие эксцессы меня уже не пугали - опыта падений было уже навалом, и не только с  мопеда ... засунул деньги в карман, отогнул крыло от колеса, поднял отлетевший передний номер с проезжей части, и поехал неспеша обратно в клуб, зализывать раны. Ран, кстати и не было вовсе! Пару шишек да синяков всего!

Гонки-гонки-гонки, и закончился сезон, у меня опять 1-е место в стандарте 45, в старшей группе. На этот раз сезонный приз была банковская топливная карточка со 100$. Когда кто-нибудь пытался высмеять меня, что катаюсь на Тринарике, я скромненько показывал свою топливную кредитку - ну а уж это было круто без базара!  Ух, а мопедка моя не знала сбоев! После финала спортивной карьеры, я навеки прикрутил свой гоночный двиг, и удивлял всех его надёжностью и мощностью. Помню, вдвоём, часа три без передыху, из одного конца города в другой - туда-сюда! Мотор двоих тянет уверенно - и против ветра, и в мосты!... Друган спрашивает: "Когда он у тебя перегреется наконец?" - "Никогда!", говорю!
Но на самом деле, Tринарик подзадолбал.... захотелось чего-нибудь повзрослее, да с кикстартером, да со спидометром, с ближним/дальним, звуковым сигналом.... И я выпросил у дядьки 22-ю. Ту самую, зелёную! Аккуратненько перебрал ей моторчик, сделал, что бы всё работало, и гордо рассекал не торопясь. Однако, не долго. Одной некрасивой ночью скомуниздили у меня из подвала оба моих творения! 

Я погоревал-погоревал, и стал на Яве ездить. А прав-то ещё не было... И вот, после пары погонь от полиции, продал я свою Старушку.... ха, её на следущей же неделе полиция отобрала у нового владельца... 
А я пересел на Турист (ХВЗ, который). Но долго крутить педали меня не хватило. Купил на барахолке Д8 и примостырил его на складной велик! чудо, конечно, ещё то было, но ничего, ездило как-то... Я его потом дядьке отдал, как моральную компенсацию за потерю 22-й...
Потом, получил права на машину, и понеслась вовсю автомобильная молодость! (но это совершенно другая тема!)

Естественно, никогда не забывал о своей любви к мототранспорту. Появились какие деньжата - прикупил себе Днепра, покатался, забросил...
Потом, мотороллер купил китайский.... Покатался - забросил...
И решил я, что полноразмерную мототехнику иметь накладно. Это, как вторая машина - и налоги, и страховка, и техосмотр... А ведь ещё и хранить где-то надо в безопасности... Одним словом - мотоцикл для меня теперь - светлая мечта....

Ну да ладно, мотоцикл! Летом 9-го года я задал себе вопрос: а почему у меня нет велосипеда?! Простого велосипеда! Ведь так здорово летом покрутить педали до моря!... Ещё Мао Цзедун говорил, что у каждого китайца должно быть как минимум три вертящихся вещи - часы, швейная машинка и велосипед! Я что, хуже китайца?! Тем-же вечером полез в интернет искать себе велосипед.....

И наткнулся на китайское чудо с моторчиком! Вот оно, уже готовое, мечта каждого советского пацана!
Тут-же выкопал дырчик.ру, ознакомился с опытом эксплуатации КД и понял - надо брать!
Приехал в магазин, говорю: показывайте мне это чудо! А он в наличии только один, да и то в коробке. Собирать надо, а времени нету.
Я как раз в отпуске был, время есть свободное - дай, думаю, сам соберу, заодно и качество () увижу, да и скидку, может, дадут...
Созвонился с начальником, он дал добро на сборку. За 4 часа управился. Качество почти отсутствует!  Пока собирал, резьба у 5-6 соединений рассыпалась, пластилин, а не металл! Но ничего, скрутил. Сел. Прокатился на педалях по двору магазина, метров 100 там есть. Едет. Надо заводить!... Капнули бензина (с маслом, конечно) тр-тр, и затарахтел себе понемногу!... естественно, совершенное новьё, обкатки никакой, нечего говорить не о тяге, не об оборотах. Он самостоятельно-то начал работать только после 5 минут тарахтения на педалях!
Поставил я его к стеночке, смотрю и думаю: блин, а мне это надо?! Металл пластилиновый, штоки передней вилки болтаются, как ... в проруби..., натяжка цепи на галимом пластмассовом ролике без подшипников... Ой не знаю, не знаю...
Прокатился ещё..., и ещё... И вы знаете - такая ностальгия стала пробирать! Всё своё мопедное прошлое враз вспомнил! Беру!!! (скидку за сборку тоже получил!)
В первые же дни ролик цепи поменял на ВМХ-овский, поставил велокомп, начал обкатывать.... Ходовая не очень радовала, конечно, но моторчик ничего себе, тарахтел исправно! Звук только один не нравился с самого начала - как будто палец звенит поршневой... Накатал километров 300-400, время от времени подтягивал все гаечки на цилиндре, надо, думаю, съездить в магазин, пускай послушают спецы звук этот неприятный.
Ребята в магазине толковые, знают, что за чудеса творит китайский мотопром, и не пытаются втюхать потребителю этот хлам любой ценой, не нравится - не бери. Цены тоже почти божеские.
Послушали они мой моторчик, да, похоже на палец. давай попробуем поменять! Знаю, что ничего хорошего в лишней разборке ЦПГ нет, да ладно! Давай! Я сам раскрутил всё это дело, а там!... ладно, что сепаратор в ВГШ, но так палец почти болтается там внутри! Бесплатно выдали мне новый подшипник и палец, вроде как чуть по-лучше стало, но, как ты пластелин не лепи, разве он железом станет?... Скрутил всё обратно. Завёл. тот-же звук! Н-да! Ну что, решили мы, что так, значит, он и звучит!  Рассыпется - приезжай, успокоили меня, и я поехал дальше!
После 500 км стал изредка давать полный газ. 45! Неплохо! Поскольку ходовая - некая пародия на горный велосипед, решил погонять по лесным горочкам! Эх да под музычку! Вверх-вниз! Когда вверх тяги не хватает, педальками помог, и рраз - взлетел просто! Супер! Во время спуска с очередной горочки глянул на спидометр - 45! Ого, я и по дороге-то так не ношусь, а тут по лесу!!! И только так подумал - хрясь об корень задним колесом! Пылу поубавил, выехал на дорогу, стал смотреть повреждения. задний обод треснул в месте сварки, появилась хорошая восьмёрка, тормоза стали тереть, и ещё вся китайская заядняя "стереосистема" (поворотники/габарит/стоп) не выдержала удара, банально разлетелась, отломалась и болтается на проводах!... да, вот-те на, 600 км пробега!..
Но! знал я укромное местечко, где уже лет 10 пылился списанный армейский велосипед! Да какой! Шведский! Договорился с бывшими хозяевами, и они мне его уступили! Буквально за один день я всё переставил на шведа! токарного станка в распоряжении нет, заднюю звезду расточил вручную, напильником, вымеряя штангелем практически каждый шаг. прикрутил звёздочку на манер Гауи, через резинки и сектора к спицам. Сектора сварганил сам из алюминиевой пластинки, резинки - из толстой автомобильной камеры, ограничился тремя крепящими болтиками М6. И вы знаете - так точно удалось расточить зубарь, что не бьёт вообще!
А какой ход! И на педалях, и на моторе! сказка!
Расход - около 1,5 литра на сотню. ни тебе прав, ни техосмотра, ни страховок! Велосипед!
Докатался, я, правда, .......Сам дурак, торопился!... 
Вылетел на проезжую часть из-за припаркованного микроавтобуса, а там БАЦ - машина едет... Жив-то остался, слава богу....
Но велосипед пострадал значительно....

наступила весна 2010-го...
Как только снег стал таять, я стал подробно рассматривать последствия прошлогодней аварии.
Нда... Рама почти в узел, заднее колесо больше напоминает квадрат, передняя вилка отогнута вперёд..., но колесо целёхонькое!
у моторчика разбита крышка сцепления и отломан впускной патрубок...
Самому мне тоже несладко пришлось - были отбиты правые конечности, неслабое сотрясение, из переломов - только... верхняя челюсть... 
Вот и говорите потом, что шлем не нужен...
Склонил я низко голову... и меня опять пустили в закрома, а там! - ещё один такой шведский друг, некомплектный, не на ходу, но на роль донора - самое то!
Раз - и моторбакручкитросики перекочевали на донора!
Два - выпрямлены изогнутые щитки цепей, а в дружественном магазине китайских мото-чудес куплены крышка и патрубок.
Три - крышки зажигания и сцепления обмазаны изнутри силиконом, смазаны подшипники, первичная передача и цепи. С прошлого года осталась канистра бензина с маслом, и - поехали!
Но! Проанализировав свою прошлогоднюю беспечность, решил во что бы то не стало обзавестись шлемом, а ещё, на возрождённую версию своего шведа не стал ставить передний тормоз. Причина такая - с дисковым тормозом впереди, я чувствовал себя слишком уверенно, летал, как одурелый, уверенный в том, что смогу экстренно остановиться! Не помог мне дисковый тормоз, когда из-за угла, да в лоб с машиной!... Да и вилка велосипеда не очень держала нагрузку от торможения - трубки там тоненькие, аж прогибались. Вот и решил я - тормоз надо не на переднее колесо, а в МОЗГ! С одним только задним велосипедным тормозом я уже не буду таким бесшабашным мото-вело-лётчиком, самому уже слегка за 30, думать надо, а не газ накручивать до отказа и полагаться на чудеса.
Так, шлем, значит... Хм, а какой? Велосипедный яйцеголовый? Мотоциклетный? А может - хоккейный ваще?!... Техника всё-таки и не то и не это, надо что-то правильное...
Друзья пригласили на соревнования лодочников - двухместные и одноместные байдарки, надувные, пластиковые, даже брезентовые лодки, полноводные извилистые весенние речки, слалом, спринт и всё такое - спорт в общем. И, как полагается в спорте, безопасность на уровне - спасательные жилеты и шлемы. тут -то я и стал присматриваться к шлемам этим лодочным - они что-то среднее между хоккейным и старомодным мотоциклетным, пластиковые с пенопластом внутри - по устройству, как велосипедные. Так-так, вот этот ничего, ага, и вот тот... Но тут я заметил дядьку в танковом шлемофоне...!  Вот оно! То, что мне и надо! Поскольку я не собираюсь больше летать как Чкалов, танкистский шлем должен подойти и по назначению, и по стилю!
Интернет - великая вещь! Нашёл я по обявлению товарища, который продаёт шлем. Не за дёшево, конечно, но новый (не пользованый, в смысле, 1974 год!), со всей гарнитурой, пустынно-зелёного цвета, пахнет складом... Йесс! Подключился к гарнитуре, МП-3, не громко, конечно, даже и наушники воткнул современные, но громко-то и не надо, надо же и за движением дорожным следить!...
Всё готово! Поехали! Куда, спросите? - а на открытие мотосезона слабо?! Вот - туда и поехал! Реакция населения - и пешего и моторизированного: раскрытые рты и направленные объективы, смущает, надо признаться, но мне пофиг, я в танке! Морду кирпичём, и вперёд!
Мотоциклов была уйма! Вот тебе и кризис! И совмотопром, и современные, и дорогие, и дешёвые - всякие и много! Влился в колонну мототехники вполне удачно - на правах велосипедиста заторы мотоциклистов объезжал по тротуарам, по проезжей части с ветерком - вплоть до 50 км/ч! Красота!
Доехали до Бикерниекского авто-мото спорт-комплекса, байкеры на трассе расставили своих коней, а я на педальках, не торопясь, качу себе, харлеи да кавасаки разглядываю... Знакомых встречаю, беседую, отвечаю на вопросы, сам спрашиваю.... Тусовка, в общем! С собой фляжечка с пивком, солнышко, мототехника вокруг - "наши места здесь!" Позитив полный!
Стал ездить на работу, там коллеги пальцем у виска крутят, да, знаю, ненормальный я, не такой, как все, выкусите! 
Так, что там интернет говорит и показывает? А! Открытие мото-ретро сезона! И туда поедем!
...ехал к другу на огород, смотрю едет чел на велосипеде, но что я вижу - в раме мотор! О! Коллега! - разворачиваюсь, догоняю, ого! Рига 16 с Д-4 (не путайте с мокиком!) Да в оригинальной краске! Да на белых покрышках! ездок в кожанном лётчитском шлеме с очками! Так мы-ж с одной команды, ёп! Но на педалях едет. Чего на педалях?- спрашиваю. А вон полиция стоит, говорит чел. Ха, говорю, ты-ж на велосипеде, что тебе полиция! Разговорились, договорились на ретро-мото пересечься.
Приехал на ретро-мото. И опять волна позитива - Явы-старушки, Ижи деревянные, Макаки да М-ки!... Sbech Серёга тож там был, у него в постах где-то есть отчёт о мероприятии, и фотки мотовела Риги там есть. Организатор, господин Ja, спасибо ему за активность и инициативу!
дочь его, красавица на М1А (или"М") - загляденье!
 Мопед  был всего один - но зато какой - Рига-1, не реставрированный и хорошо сохранившийся!
Дружненько мото колонной поехали за город, на трассу "333", где в тот день были гонки. И я в мото колонне - думал, отстану, но нет, Ja впереди ехал не больше 50, и я как раз укладывался! Народ потом с удивлением рассматривал чудо китайской техники - КД - как это оно само доехало да не рассыпалось...
Ретро-мото тусовку пустили прокатиться по трассе, на радость всем присутствующим мотогонщикам и зрителям....
Вот это начало сезона! А ещё лето всё впереди! Ох и накатаюсь!... Да, где уж там - заслали меня в командировку заграничную - долгую и противную - всё лето только и мечтал, как оно там дома, в ЛатвИи, все по мероприятиям, да по мото-встречам...
Ну да ладно, что делать, пока дома, успею ещё прокатиться в компании таких-же ненормальных, как и я! А тут и мероприятие подходящее - "Золотой  мопед "!
Самый как раз!
Почитал устав соревнований, да, в зачёт меня не возьмут - мотор не "Д", переднего тормоза нет... Ерунда, поеду для массовки!
Приехал! Вы когда нибудь были в мопедном раю? А я точно был!  Мопедов  - всех и много! Только рижских, правда, так и нормально, других мы тут и не знаем! И Гауи, и 16-е с 22-ми, и Симаки с Тринашками, ну а про Дельты со Стеллами и говорить нечего - много!!!!
И тут, в этой эйфории, мой мозг посещает мысль: "а где МОЯ Рига-13?!" Да что-б без педалей, да с Дельтовской сидушкой и низким рулём, да с расточенным моторчиком...? ГДЕ???
И возник план! Будет Рига! Обязательно! За призами, конечно, не угнаться, но проникнуться атмосферой и азартом гонок будет надо непременно!
Катаюсь себе неторопясь вдоль рядов  мопедов , господин Ja повстречался, недовольство моей техникой высказал - не ретро, а ПСЕВДО у тебя, говорит! Да, говорю, ну и что? И качу себе дальше... 
Потом был всеобщий заезд по большой трассе, так, без зачёта, парад, типа. Я в хвост пристроился... Одного обогнал потихонечку, другого, Дельту (ААА, я обогнал Дельту!!!   ), Стеллу, Гаую, ещё, ещё, в конце парада был уже в середине колонны - здорово, я вам скажу! Если описываемое мной сейчас событие - это мопедный рай, то мы все вместе - мопедные ангелы, а бог - на финишной линии с клетчатым флагом!...
Были и апостолы!  Тот-же самый, уважаемый господин Ja, например!
Встретил заместителя тренера нашего давнишнего клуба! Он говорит - где-то тут и тренер бродит. Нашёл я и его! Тёплая встреча! Сразу простили друг другу старые обиды.
Я поделился с ним своим только что возникшим планом - на следующий год сделать себе Ригу-13. А он говорит: Я ещё не заржавел!, У меня, говорит, ещё моторчик один имеется! Так то для сына оставь, говорю, а мне другой выточи, если "не заржавел"! Да, говорит - нет проблем, давай прямо в этом году всех здешних именитых гонщиков порвём!  Многообещающе!... А он тоже загорелся - сколько лошедей ты хочешь, говорит, хочешь ДЕСЯТЬ?!
Куда, говорю, десять (да и слабо я верю в 10 л/с из "Д"), мне хотя бы () 6!... 
Обяснил я ему ситуацию со своей командировкой, договорились зимой созвониться, с меня ходовая, с него МОТОРРР! Вот тогда держитесь, господин Ja, 17-й номер!... Будем-с вас обгонять-с! Как получится, неизвестно, но попытатся надо! 
Вот такая, братцы история!
2010 год.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 01, 2012, 16:39:51
Год 93-й.
Я - второй справа.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 01, 2012, 16:47:11
Мой Швед с китайским сердцем.
4-сезон подходит к концу.
На 5400 перегорело мегнето, а я взял и заменил мотор.
И зря. Надо было глушитель почистить всего-то!...
Пробег под(за?) 6 тыс. Cпидометр обнулился, а потом опять обнулился...
Ну я со счёта и сбился.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 01, 2012, 16:49:48
Дедушка!
Фотки с Золотого мопеда будут в отдельной теме!
:)
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: studer от Октябрь 12, 2012, 15:23:59
Последняя фотка, Рига-13 с номером 76, просто супер. Возьму за образец для изготовления гоночной Риги на следующий год.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: wagner от Октябрь 12, 2012, 15:33:45
Гонять то где будете? К ним поедете или к нам? Должна быть цель.
Давайте оговорим регламент и мы тоже вас поддержим.
Допустим Рига 11-13 и внешне стоковый мотор. Или сами предложите.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 12, 2012, 16:00:17
studer!
Рига гоночная - верно.
Но! Она для шоссейно-кольцевых гонок. Исключительно.
У нас есть целый чемпионат для этого. А вы где ездить будете?
Для повседневного использования это черезчур...
...с уважением...
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: studer от Октябрь 12, 2012, 19:14:09
Гонять то где будете? К ним поедете или к нам? Должна быть цель.
Давайте оговорим регламент и мы тоже вас поддержим.
Допустим Рига 11-13 и внешне стоковый мотор. Или сами предложите.

 Что бы куда то поехать, сначала надо иметь с чем ехать. Вот сделаю, победю всех у себя в городе, а потом можно и на чемпионат мира  :D
Согласен насчет регламента, стоковая Рига класса "Газуля" или аналог из мотовелосипедов. Допускается отсутствие фары и педалей. Двигатель -  внешний сток. Как вариант для разнообразия, подкатегория  класса - китайская дешка. А лучше всего посмотреть как это уже сделано у "соседей".

Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: studer от Октябрь 12, 2012, 19:21:12
studer!
Рига гоночная - верно.
Но! Она для шоссейно-кольцевых гонок. Исключительно.
У нас есть целый чемпионат для этого. А вы где ездить будете?
Для повседневного использования это черезчур...
...с уважением...

Полностью согласен, что это настоящий "спортивный" агрегат не для повседневного использования  :D С подобным уже имею опыт, катаюсь по лесам и полям на Irbis TTR 125, по дорогам езжу в исключительном случае пару километров, что бы добраться до проселка.
 У меня в городе есть несколько асфальтированных площадок, где вполне можно и погоняться   ;D
 На фотке Рига очень зацепила своей концептуальностью и завершенностью, все просто и в тоже время смотрится , перевернутый руль, таблички с номерами и длинное сиденье на багажнике.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Orik от Октябрь 13, 2012, 00:55:14
Подножки подверглись критике по полной программе!
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: wagner от Октябрь 13, 2012, 01:40:44
Я вот какой хочу гоночный мопед сделать. Вот с таким внешним видом. Как спидвейный мотоцикл.

(http://content.foto.mail.ru/bk/wagner67/38/i-273.jpg)
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: studer от Октябрь 13, 2012, 12:44:22
Подножки подверглись критике по полной программе!

А можно по конкретнее?
Как будущему спортсмену, мне интересно узнать все ньюансы  ;)
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Orik от Октябрь 13, 2012, 18:22:06
(http://content25-foto.inbox.lv/albums/r/rod_nik/01-09-2012/-2207.sized.jpg)

Всё на фото..... Надо как минимум "десяткой" крепить!
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: studer от Октябрь 13, 2012, 23:35:32
все понял, у меня лежит узел подножек  от карпат, покупал давно новым в магазине, там уже педаль тормоза приделана. Вот как раз за место педалей ее приделать можно.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Aleksej от Октябрь 14, 2012, 11:48:58
Согласен, узел подножек получился жидковат.
Хотелось ножки сдвинуть назад, по-шоссейному.
Самое простое - ножки в педальное гнездо!
Как у меня будет на следующем аппарате, ещё не знаю...
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: SOK от Октябрь 14, 2012, 14:13:20
У карпатовской тормозной лапки крепление троса с другой стороны.
На моей Риге-13, когда она была молода и красива, предыдущий хозяин приделал подножки от Карпат, прикрутив их двумя болтами через отверстия в раме. Потом крепления видимо разбило и подножки приварили. Но всё равно, уже у меня, они отвалились. Лучше всего - труба (ну или еще какая железяка) вставленная вместо педалного вала.
Название: Re: Про мопеды (много текста)
Отправлено: Orik от Октябрь 14, 2012, 15:42:20
В спорте приветствуются складывающиеся подножки!