Автор Тема: Дед, Балбес и солнечные зайчики.  (Прочитано 81864 раз)

Оффлайн Отшельник

  • Мопедист
  • Сообщений: 605
  • Степень оранжевости: 837
  • Мечтать не вредно
    • Награды
  • Город: Ярославль
Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
« Ответ #30 : Май 04, 2016, 19:27:55 »
  • +1
  • -0
  • Самый мощный из доступных электродвигателей, что мне удалось найти – электровентилятор Газели 3111 с двигателем ЗМЗ - 406. Этот эксклюзив такой мощности, что она на нём даже не написана. Марка электродвигателя 38.3780. На упаковочной коробке написано, что электровентилятор развивает мощность 250 ватт при 2700 об/мин.



    Решил сделать небольшую поездку, вокруг промзоны. Сначала по тротуару, потом и по дороге. К управлению привык. Посадка удобная. Но с непривычки затекают ноги. Причём затекают они быстрее, чем сбивается дыхание. Подобрал комфортный темп движения. Даже взял на педалях мост и виадук.
    Закончил круг у гаража. Поломок нет. Пыталась открутиться правая педаль и свалилась передняя цепь. Домой плёлся пешком. Усталость чувствовалась. На следующий день с утра был запоздалый приступ анемии. Пролежал пол дня на диване.
    « Последнее редактирование: Май 04, 2016, 19:30:23 от Отшельник »
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн MIXA

    • Мопедист
    • Сообщений: 756
    • Степень оранжевости: 165
      • Награды
    • Город: Снежное
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #31 : Май 04, 2016, 21:08:03 »
  • +0
  • -0
  • Удивительно,так просто,представлял что это будет какой то редкий двигателище,а дальше редуктор, обгонную муфту и готовый эл.привод,какое хорошее решение,цены ведь на готовые комплекты сильно кусучие.
    Разберу любой мотор

    Оффлайн Сергей Растегаев

    • Мопедист
    • Сообщений: 90
    • Степень оранжевости: 20
      • Награды
    • Город: Ростовская обл.г.Батайск
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #32 : Май 05, 2016, 10:15:20 »
  • +0
  • -0
  • А какой акамулятор собираешься  использовать,не ожидал что можно поставить электродвигатель от газели.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #33 : Май 05, 2016, 19:10:00 »
  • +0
  • -0
  • 250 ватт и Газелькин вентилятор выбраны не случайно. Во первых, подходит под "бесправный" транспорт, во вторых дешёвый и доступный.
    Аккумулятор тоже будет стартёрный автомобильный, типоразмера 12 вольт 40 - 60 ампер часов. Он может оказаться вообще на халяву. Я расскажу, как из двух дохлых собрать один рабочий.

    С утра следующего выходного, решил проверить, на что я способен. Доплёлся до гаража, установил на трайк велокомп, настроил его, подкачал колёса и поехал вокруг промзоны. Хватило меня на час и восемь километров. На второй круг я не решился. Выяснил, что крейсерская скорость чуть больше 10 км/ч. Побрёл домой отдыхать.
       После обеда опять поплёлся в гараж и стал знакомить Балбеса с Врунером, чтобы научить ездить по воде. Передняя опора была изготовлена заново. Оставалось проверить эту парочку на совместимость. Всё сошлось. Разобрал приставку и упаковал для доставки к воде.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #34 : Май 06, 2016, 19:05:55 »
  • +3
  • -0
  • Продолжил поездки на трайке. Взгромоздил Вэйф Руннер на багажник трайка, закрепил ремнями за спинку сидения и поехал в сторону ближайшей реки.
    Дорожную развязку одолел по тротуару, по нему же въехал на мост через железную дорогу. Изрядно запыхался, но мост взял на педалях. Дальше двигался с крейсерской скоростью около 10 км/ч.
    По дороге, в районе моста через ничего, попались двое друзей, которые умеют летать. Состояние у меня уже было такое, что я готов был повстречаться с ангелочками, но это были люди и вдобавок мои друзья. Один из них профессиональный лётчик, другой лётчик - любитель и обладатель первого трайка в Ярославле. Странно, что они мне попались. С одним я только переписываюсь и ни разу не видел, другого уже лет шесть не видал. Поговорили, пофоткались и разъехались.



    Дорога от моста через Пажицу до Пахмы грунтовая, спрофилированная машинами под стиральную доску. Местами подсыпана шлаком. Вымотала меня эта дорога, хоть пешком иди. Но катить трайк оказалось очень неудобно: Ехать прямо без подруливания он не может, а руль находится слишком низко, чтобы им управлять. Тащить за педаль, как рекомендовали на форуме «Веломобили», невозможно по той же причине.
    Доехал до того места, где Шепелюха впадает в Пахму. Это километров восемь от гаража. На берегу Пахмы собрал надувной катамаран, взгромоздил на него трайк, спихнул этот бутерброд в воду и испытал шок – как на этот аппарат забраться?! Всё таки удалось! Задом спереди!? Оттолкнулся веслом от берега и поплыл по течению.
    Катамарану трайк не понравился. Он плыл куда угодно, только не прямо. Течение тащило кат боком. При попытке крутить педали, кат начинал двигаться и тут же разворачивался боком к движению, после чего начинал крутиться на месте. Перевес был на нос. Причём настолько сильный, что при движении поплавки уходили под воду носовыми заострениями.  Я побаивался, что кат перевернётся через нос.
    Подруливание веслом оказалось вообще не эффективно. Подгребать или притормаживать, вроде получалось. Но попытка двигаться чуть быстрее, ставила кат боком к движению.
    Решил развернуть поплавки кормой вперёд. Перевес стал на корму, но управляемость не улучшилась. Кат вообще стал двигаться почти боком и отказался плыть по прямой. А тут ещё течение кончилось и ветер встречный.
    Вымотавшись окончательно, выбрался на берег в районе моста дороги в никуда и поехал домой. В берег втащился по частям, вроде без проблем. Грунтовый подъём до дороги катил и частично, пока сил хватало, ехал. Нашёл способ удобной буксировки трайка – привязал страховочный шнур Врунера к передним держателям крыльев Балбеса, и тащил эту большую игрушку за собой на верёвочке.  Неторопясь, одолел грунтовку до Углического шоссе. При въезде на шоссе, свалилась передняя цепь. На окружной прорва машин, пришлось двигаться по обочине. В мост трайк катил, въехать сил уже не было.
    Все приключения заняли шесть часов. Пройдено по суше 18 километров и по воде около шести. У катамарана надо сдвигать назад место крепления трайка.
    Вечером, разглядывая свою фотографию на трайке, отметил поразительное сходство трайка с инвалидным креслом – коляской.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Vorchun

    • Мопедист
    • Сообщений: 1203
    • Степень оранжевости: 631
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Оренбург
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #35 : Май 06, 2016, 21:05:22 »
  • +1
  • -0
  •   У "Тихохода" на трайке  стояла скоба на передней вилке, за которую он его буксировал при необходимости.

     

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #36 : Май 07, 2016, 19:18:28 »
  • +3
  • -0
  • Vorchun, я думал, о чём то подобном, Но шнур с двумя карабинами оказался проще и достаточно удобно.

    Четыре дня  ездил на трайке от гаража на работу. Надо мной хохотал весь завод.

    https://my.mail.ru/mail/alex_nat57/video/_myvideo/22.html

       Трайк ставил на велопарковку, находящуюся на территории завода. Парковка рядом с единственной курилкой, так что на заводе оказался только один человек, не покатавшийся на Балбесе – директор, он был в Московии на совещании.
     По утрам в гараже изготавливал из обрывка баннера новые крепления к поплавкам Врунера для задних поперечин. Отодрать и переклеить те, что оказались лишними, даже не пытался.  Переставил крепление передней опоры на выносе каретки.
       В очередной выходной, поехал на дачу с комплектом Вейф Раннера. Немного поработал – сжёг накопившийся мусор. Слегка пообедал и поехал на устье Пажици. Собрал приставку, закрепил на ней трайк, поплыл. Балансировка нормальная. Для подруливания, весло вкладывал в зазор между передним колесом и поплавком, упирая в переднюю поперечину. Управления слушается только при движении. Заметно очень большое трение в приводе винта.







    Удалось проплыть по Пахме до моста окружной дороги. Потратил на это два часа. Течения нет, слабый попутный ветер. По суше пройдено 13+6=19 километров. По воде 9 километров.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Сергей Растегаев

    • Мопедист
    • Сообщений: 90
    • Степень оранжевости: 20
      • Награды
    • Город: Ростовская обл.г.Батайск
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #37 : Май 07, 2016, 20:46:05 »
  • +0
  • -0
  • Сколько я просматриваю интернет и читаю различную информацию за  лигерады. Ни один не делал такого как у тебя,чтобы и по воде как катамаран плавал. Молодец.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #38 : Май 08, 2016, 19:21:15 »
  • +1
  • -0
  • Сергей Растегаев, я учу плавать всё что ездит и ездить всё, что плавает.

    Настало время проверить на практике мои теоретические изыскания о более совершенном приводе винта – от каретки.
    Старая разукомплектованная ручная дрель у меня была.



    Винт, с которого я снимал размеры тоже.



    Разбираю дрель.



    Заменяю в дрели валы на самодельные и собираю с винтом и колёсной звёздочкой.



    Изготавливаю штангу для крепления к велосипедной каретке, собираю, дома всё это вроде работает. Остаётся проверить на природе.



    В выходной опять Балбес везёт на дачу комплект Врунера и самодельный привод из дрели. В рюкзак он не поместился, приходится везти под рамой развернув задом наперёд.





    Немного поработал, слекга пообедал и поехал на устье Пажици. Собрал приставку с трайком. Поплыл. Разница на лицо. При тех же усилиях на педалях, скорость заметно больше.
    Доплыл до первого поворота, километра полтора, решил пристать к берегу поплавки подкачать. Даванул на педали – дрель провернулась. Вытащился на берег, разобрал и упаковал приставку.



    Потащился по луговине к садам. Ехать на педалях силы не хватает. Оказалось, что буксировать трайк за верёвку достаточно легко и удобно, но при наезде на любую луговую кочку или кротовую кучу, трайк ложится на бок. Рюкзак Врунера, закреплённый на спинке сидения смещает центр тяжести назад и вверх. Устойчивость становится никудышной.  Поехал только в садах. О Боже! Опять эта «стиральная» дорога!
    В гараже разобрал дрель – на промежуточном валу малая шестерня без зубов.



    Жаль всё так быстро кончилось. Ставить назад тросовый привод на винт мне уже не хочется. Значит, работа на зиму – делать более достойный и надёжный привод на гребной винт. Заодно можно переделать крепления трайка на поплавки – сделать пониже.
    « Последнее редактирование: Май 08, 2016, 19:24:45 от Отшельник »
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #39 : Май 09, 2016, 18:59:06 »
  • +4
  • -0
  • Решил немного доработать трайк, тем более кататься на нём мне понравилось. Первое усовершенствование, это самодельное зеркало заднего вида. Настройка у него не сбивается.



       Второе, трубчатая защита на цепь, чтобы штаны не пачкались.



       И наконец, как у всех путных велосипедов – коробка скоростей.





    На железном велосипеде «Стингер», мой дневной пробег не превышал 25 км. Проехать больше здоровье не позволяет – начинается приступ анемии. Решил проверить, сколько за день я смогу проехать на трайке. С установленной на промежуточном валу кассете в 7 звёзд. До обеда успел проехать три раза вокруг промзоны. После обеда появилась прорва машин. Выбрался на боковой проезд за торговым центром.



    Его длина ровно 2 километра. Катал там чуть больше трёх часов. Общий пробег 61 километр. Как ни странно, нет усталости. Средняя скорость 12 км/ч. ( На Стингере 15 км/ч.) Выработал тактику, чтобы не немели ноги: Восемь минут еду, две отдыхаю. Или отдых после каждых двух километров.
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #40 : Май 10, 2016, 19:16:35 »
  • +1
  • -0
  • В очередной выходной решился на реальную поездку в 60 километров. Беру с собой котелок, газовую плитку и фляжку с водой.
    Стартовал от гаража в восемь утра. Погода +12, переменная облачность, ветер северо-западный, для меня он по маршруту либо попутный, либо боковой.
    За мостом через железную дорогу, останавливаюсь у придорожного ларька. Покупаю коробку дошегастрита и три пирожка.



    Направление движения – Большёе Никульское, по Углическому шоссе. Качество асфальта посредственное, много поперечных трещин и заплат. Свалилась вторичная цепь и сдёрнула колёсную звёздочку. Ремонт без проблем. В районе Домнино нашёл на обочине потерянное кем то одеяло.
       В Никульском сворачиваю на Курбу. Здесь машин меньше, но дорога хуже. Последний подъём в Курбскую гору тащил трайк на узде. По старой дороге съехал к Курбице, сготовил обед и немного отдохнул. Одеяло оказалось «как найденное». В 12 начинаю движение. Назад на дорогу вытаскивал трайк на узде.
       Возвращаюсь в город через Богослов. Дорога отвратительная, одни трещины и ямы. В Богослове заехал на Пахмовскую поляну.
    В гараж приехал в третьем часу.
       Средняя крейсерская скорость около 12 км/ч. Очень плохо ездить по неровным дорогам без амортизации. Болит голова и задница. Балбес оказался на редкость прочным и живучим. Более того, потешил мою извращённую душу, желающую что то новое.



    Новое я получил, причём даже с приключениями. А раз так, то пора этот аппарат разбирать, пусть он будет тем, чем был – складным велосипедом. А для души собирать более совершенный аппарат и обязательно с амортизаторами и более удобным сидением.
       Хотя стоп! А как же солнечные зайчики?
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #41 : Май 11, 2016, 18:56:02 »
  • +2
  • -0
  • К стати о зайчиках! Я же на Балбес ещё двигатель не ставил. Да и какой поставить? Движок от триммера, мне бензопилу напоминает. Даже связываться не хочется. Дешка на Балбесе уже стояла. Что то более мощное этот вел не выдержит. Да и ездить быстро и далеко мне уже не нравится.
    Есть ещё одно существенное обстоятельство – по новым законам, для езды с этими движками нужны права. Единственным бесправным является электропривод до 250 ватт. Такой я уже ставил на Стингер. Там привод был не переднее колесо.



    С Балбесом надо сделать по хитрее. Дело в том, что маломощный двигатель без КПП плохо адаптируется к изменениям дорожных условий, а точнее вообще не адаптируется. Выход из положения простой – заставить его помогать мне крутить педали.
    Но для начала надо узнать, какую мощность потребляет Балбес при движении. Для этого надо повторить теорию, которую я опробовал на Стингере.
    « Последнее редактирование: Май 11, 2016, 19:02:12 от Отшельник »
    Мечты сбываются, но обычно не во время.

    Оффлайн Маркус

    • Мопедист
    • Сообщений: 932
    • Степень оранжевости: 541
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени
      • Награды
    • Город: Чехов
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #42 : Май 11, 2016, 20:05:56 »
  • +0
  • -0
  • Тема интересная. Мы её читаем.

    Оффлайн Сергей 37

    • Мопедист
    • Сообщений: 477
    • Степень оранжевости: 139
    • Мопедист со стажем.
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #43 : Май 12, 2016, 13:51:37 »
  • +0
  • -0
  • Все читаем,всем очень (крайне) интересно.
    ...а еще мне лично о Москвиче интересно 2140 вашем-что он,где и как?
    Если с первого раза не получилось-возьми кувалду побольше!

    Оффлайн Отшельник

    • Мопедист
    • Сообщений: 605
    • Степень оранжевости: 837
    • Мечтать не вредно
      • Награды
    • Город: Ярославль
    Re: Дед, Балбес и солнечные зайчики.
    « Ответ #44 : Май 12, 2016, 19:14:07 »
  • +3
  • -0
  • Сергей 37, Москвич 2140, 1981 года выпуска. Исправен и почти на ходу - тормозуха вытекла. Стоит, как резервная машина. Если Ока накроется, буду на нём ездить.

    Кто не дружит с математикой и физикой, этот пост могут не читать. Кто хочет рассчитать динамику дырчика – добро пожаловать!
    (Эта теория годится не только для велосипеда, но и для любого моторного транспортного средства, чтобы оценить качество ходовой и проверить правильность передаточных чисел трансмиссии. )

    Передвигаясь на велосипеде, мы не задумываемся, какую мощность тратим на движение. У меня возник этот вопрос, когда я решил разобраться, какой же мощности электропривод необходим для моего велосипеда.
    По теории, мощность велосипедиста тратится на преодоление сил трения - Эта мощность пропорциональна скорости и растёт почти по линейному закону. А вот мощность на преодоление сопротивления воздуха, такая незначительная на малых скоростях, резко увеличивается пропорционально кубу скорости. Вообще, мощность - это произведение суммы всех сопротивлений на скорость. А раз так, то цепляем кухонным динамометром велосипед с велосипедистом за другой велосипед или мопед или мотоцикл или машину, на которой есть спидометр; разгоняем его до нужной скорости и смотрим показания динамометра. Скорость переводим из километров в час в метры в секунду, умножаем на показания динамометра в килограммах, делим на переводной коэффициент 101,9 получаем мощность в киловаттах.
    Вроде всё просто и правильно, но!
    Во первых - буксировать двухколёсную технику запрещено правилами дорожного движения.
    Во вторых - усилие буксирования на столько непостоянно, что получить даже усреднённые показания динамометра невозможно.
    В третьих - буксируемый велосипед будет находиться в аэродинамической тени буксировщика, и полученные данные будут иметь очень большую погрешность.
     В четвёртых - как быть, если я занимаюсь всей этой ахинеей один?
    Эта, вроде неразрешимая задача, решается с помощью двух формул из школьного учебника по физике:
    F=m*a  ;  a=(V1-V2)/t.
    От первой, я вообще балдею. Здесь масса тела в килограммах, умножается на ускорение тела в метрах на секунду в квадрате, В результате получаем силу, действующую на тело в Ньютонах! Вторая формула, это искомое ускорение для первой формулы, находится как приращение скорости в единицу времени. Скорость в метрах в секунду, время в секундах. Ускорение может быть как положительным, при разгоне; Так и отрицательным - при торможении или движении накатом. Последним свойством ускорения и воспользуемся для вычисления силы сопротивления движению.
    Для этого, разгоним велосипед до заданной скорости и проследим путь и время его движения накатом до полной остановки. Далее проинтегрируем функцию ускорения по времени от начальной до конечной скорости. Кто-нибудь знает, как считается интегральное уравнение? Остановите на улице сто человек и спросите - как решается интегральное уравнение? Все сто посмотрят на вас как на ненормального. Человек, окончивший школу года три назад, уже не помнит, как решается квадратное уравнение, а про интегральное, вспоминает, как про кошмарный бред. Так что интегрировать не будем! Ну её к чёрту, эту высшую математику! Будем делать проще:
    Разделим наибольшую скорость, которую мы можем в рывке получить на велосипеде на участки по 5 км/ч, и для каждого участка найдём своё ускорение. Для этого нам понадобится велосипед, велоспидометр или велокомпьютер. Если в велокомпьютере счётчик времени в пути не работает совместно с показанием скорости или запинается в показаниях - считает не по секундно, то понадобится хронометр или ручные часы с центральной секундной стрелкой. Намного проще, снимать показания спидометра на камеру или регистратор со включенным хронометражом. Понадобится ещё прямой и ровный участок дороги, где не ходят машины или их очень мало. Понадобится и погода - нужно чтобы ветра либо вообще не было, либо он был боковой или очень слабый.
    Замеры проводим следующим образом:
    Начинаем с наибольшей скорости. У меня она оказалась 30 км/ч. Разгоняюсь до этой скорости, засекаю время (включаю секундомер) и перестаю крутить педали. Когда скорость падает до 25 км/ч, фиксирую время (выключаю секундомер). Показания секундомера записываю. Для чистоты эксперимента, разворачиваюсь и провожу замеры при движении по этому же участку в обратном направлении. Таких замеров проводим штук шесть. При этом, если налетел неожиданный порыв ветра, встретилось непредвиденное препятствие или попалась встречная или попутная машина, то результаты заезда не учитываются. Аналогичные замеры делаем в интервале скоростей от 25 до 20 км/ч, от 20 до 15 км/ч, от 15 до 10 км/ч и от 10 до 5 км/ч. Интервал от 5 до 0 км/ч не используем - он будет явно с погрешностью, так как двигаться до полной остановки приходится с постоянным подруливанием, а значит с непреднамеренным торможением.
    Для протоколирования результатов заезда и дальнейших вычислений удобно воспользоваться следующей таблицей:



    При шести заездах в пяти интервалах скорости первые восемь пунктов таблицы должны быть уже заполнены. Остаётся расщитать и заполнить остальные тридцать один. Как это делается? Можно в ручную, вычертив таблицу на листе бумаги, можно загнать её в "Эксель" вместе с формулами.
    Пункт 9. Среднее время замедления в секундах. Для его вычисления, складываются все замеры времени для данного столбца - диапазона скорости и делятся на количество замеров. Данные желательно получать с наиболее возможной точностью - шесть знаков после запятой для наших вычислений вполне достаточно. Таблица ограничена тремя знаками из-за её громоздкости.
    Пункт 10. Интервал скорости км/ч. Пункт введён для проформы, вдруг кто-то выберет скоростной интервал для замеров не в 5 км/ч а в 10 км/ч, или для более детальных исследований в 2 км/ч. В нашем случае, интервал скорости - разность между пунктом 1 и пунктом 2 равен 5 км/ч по всем диапазонам скорости.
    Пункт 11. Интервал скорости м/сек. Это перевод значения интервала скорости из километров в час в метры в секунду. Данные пункта 10 нужно перевести в метры и разделить на количество секунд в часу. Или просто разделить на 3,6.
    Пункт 12. Ускорение метры на секунду в квадрате. Вот мы и добрались до первой физической формулы. Для её вычисления делим интервал скорости - пункт 11 на среднее время замедления - пункт 9.
    Пункт 13. Вес велосипедиста в килограммах. Перед поездкой надо постоять на весах. Вес записан во всех диапазонах одинаковым. Надеюсь, во время проведения замеров вас не потянет в кусты по нужде, иначе вес изменится.
    Пункт 14. Вес велосипеда в килограммах. Перед поездкой следует взвесить и велосипед. Во всех диапазонах значится одна и та же цифра, значит, от велосипеда при заездах ничего не отвалилось.
    Пункт 15. Вес привода в килограммах. Во всех диапазонах проставлены нули. Привода пока нет. Но для расчётов в Экселе, строка забита - пригодится на будущее.
    Пункт 16. Вес транспортного средства в килограммах. Сюда можно просто вписать суммарный вес велосипедиста, велосипеда и привода, взятых из пунктов 13, 14, 15. При ручном счёте эти пункты можно вообще не задействовать.
    Пункт 17 . Сила сопротивления в Ньютонах. Вот мы и добрались до второй физической формулы. Для её расщёта, перемножим вес транспортного средства - пункт 16 и ускорение - пункт 12.
    Пункт 18. Сила сопротивления в килограммах. Переведём данные пункта 17 из Ньютонов в килограммы, разделив на ускорение свободного падения, равное 9,8.
    Пункт 19. Расчётная скорость в километрах в час. Для дальнейших расщётов нужно определиться на какую же скорость из заданного диапазона нам ориентироваться. Скоростей две - начальная и конечная. Расчетная должна быть где-то чуть выше конечной. Исходя из того, что мощность на преодоление силы сопротивления воздуха растёт пропорционально кубу скорости, извлекаем кубический корень из интервала скорости и прибавляем результат к конечной скорости диапазона. Это примерно и будет расчетная скорость. Интервал у нас равен 5 км/ч, кубический корень из пяти равен примерно 1,709976. Вот эту величину и прибавим к пункту 2.
    Пункт 20. Расчетная скорость в метрах в секунду. Переводим значения из пункта 19 из километров в час в метры в секунду, поделив на 3,6.
    Пункт 21. Мощность в килограммометрах в секунду. Перемножаем расчетную скорость - пункт 20 и силу сопротивления - пункт 18.
    Пункт 22. Мощность в киловаттах. Вот мы и добрались до того, что искали. Переводим килограммометры в секунду в киловатты. Для этого данные пункта 21 разделим на переводной коэффициент 101,9.
    Поставленная цель достигнута и на этом можно бы и остановиться, но в полученной мощности сумма мощностей на сопротивление дороги и сопротивление воздуха. Чтобы добраться до истины, нужно знать коэффициенты сопротивления дороги и воздуха для вашего случая. Так что считаем дальше.
    Пункт 23 - 28. Сила сопротивления качению в килограммах. Этот показатель не расчитывается, а замеряется. Делается это так: Выбираем помещение с ровным полом, затаскиваем туда велосипед, садимся на него, привязываем верёвкой динамометр к любому зафиксированному предмету впереди вас. Нужно, чтобы верёвка находилась горизонтально пола и была строго по направлению движения. Далее, пытаясь соблюдать максимальное равновесие, чтобы как можно меньше опираться на пол, тянем на себя динамометр и замечаем то его показание, когда велосипед начинает двигаться. Естественно, таких замеров нужно провести несколько, меняя направление и даже помещение.
    Пункт 29. Средняя сила сопротивления качению в килограммах. Данные всех замеров складываем и делим на количество замеров. В таблице по диапазонам скоростей занесены одинаковые значения. Дело в том, что сила сопротивления качению от скорости почти не зависит.
    Пункт 30. Мощность на качение в килограммометрах в секунду.  Для её получения перемножим расчетную скорость - пункт 20 и среднюю силу сопротивления качению - пункт 29.
    Пункт 31. Мощность на качение в киловаттах. Переведём значения пункта 30 из килограммометров в секунду в киловатты, разделив на переводной коэффициент 101,9.
     Если вычесть из полной мощности - пункт 22 мощность на качение - пункт 31, то получим мощность на сопротивление воздуха. Сделайте это сами, если хотите сравнить эти две составляющие.
    Пункт 32. Квадрат расчетной скорости. Нужен он как величина вспомогательная, поэтому просто возведём в квадрат значения пункта 20.
     Пункт 33. Сила сопротивления воздуха в килограммах. Для её определения вычтем из силы сопротивления - пункт 18 среднюю силу сопротивления качению - пункт 29. Тоже занятно сравнить эти данные!
    Пункт 34. Сила сопротивления воздуха в Ньютонах. Переведём данные пункта 33 из килограммов в Ньютоны, умножив на ускорение свободного падения, равное 9,8.
    Пункт 35. Произведение КхF. Это тоже промежуточная величина - произведение лобовой площади на коэффициент сопротивления воздуха. Для её вычисления силу сопротивления воздуха - пункт 34 разделим на квадрат расчетной скорости - пункт 32.
    Пункт 36. Ширина транспортного средства в метрах. Определимся с габаритной шириной велосипеда или велосипедиста. Она одинакова во всех диапазонах и в моём случае равна 0,45 метра.
    Пункт 37. Высота транспортного средства в метрах. Определимся с габаритной высотой велосипедиста на велосипеде. Эта величина тоже одинакова во всех диапазонах и в моём случае равна 1,5 метра.
    Пункт 38. Площадь лобового сопротивления в квадратных метрах. Для её определения перемножим содержание пунктов 36 и 37, а результат умножим на поправку на углы, равную 0,75.
    Пункт 39. Коэффициент лобового сопротивления. Для его получения нужно произведение КхF - пункт 35 разделить на площадь лобового сопротивления - пункт 38. Результат по всем диапазонам должен быть примерно одинаков. Отличие его более чем на треть свидетельствует об ошибке или неточности вычислений или проведённых замеров.
    Пункт 40. Средний коэффициент сопротивления воздуха. Для его вычисления данные пункта 39 по всем диапазонам складываются и делятся на количество диапазонов. В моём случае получилась цифра 0,434. Для велосипедиста на велосипеде - неплохо. Вообще, в зависимости от посадки, этот коэффициент находится в пределах от 0,3 до 0,5.
    Коэффициент сопротивления качению, находим, разделив среднюю силу сопротивления качению - пункт 29 на вес транспортного средства - пункт 16. В нашем случае коэффициент будет равен 1/97=0,01. Это неплохой результат для велосипеда. Обычно для асфальтированного покрытия в хорошем состоянии, этот коэффициент колеблется в пределах от 0,005 до 0,02 и зависит от давления в шинах, трения в подшипниках и качества покрышек.
    Два самых важных коэффициента для данного транспортного средства найдены. Теперь, оперируя такими данными, как общий вес и скорость можно построить график расхода мощности в зависимости от скорости. Делается это так:
    На листе бумаги в клеточку чертим внизу горизонтальную линию и градуируем её в произвольном масштабе до 50 км/ч. по нижней шкале, а по верхней пишем перевод километров в час в метры в секунду. Из нулевой точки этой шкалы строим вертикальную линию и градуируем её в киловаттах также по произвольному масштабу до значения 1,5 кВт. Строим график расхода мощности на трение качения по горизонтальной плоскости. Так как график линейный и проходит через начало координат, то для его построения достаточно определить одну точку. Скажем для скорости 50 км/ч, потребляемая мощность будет равна произведению коэффициента трения качения равному 0,01 на вес транспортного средства, равный 97 кг, умноженный на скорость 50 км/ч = 13,89 м/сек, Всё это делённое на переводной коэффициент  равный 101,9.
    N=0,01х97х13,89/101,9=0,132 кВт
    Находим точку с координатами 0,132 кВт :50км/ч и проводим через неё и начало координат прямую линию. Это и будет график расхода мощности на трение качения.
    Теперь к этому графику надо достроить график расхода мощности на сопротивление воздуха. Делается это так:
    Этот график не линейный, но тоже проходит через начало координат. Для его построения нужно выбрать пять точек, соответствующих целым значениям скорости, это 10, 20, 30, 40, и 50 км/ч.Переводим это в метры в секунду. Получаем 2,77; 5,55; 8,33; 11,11; 13,88 м/сек. Так как сопротивление воздуха пропорционально кубу скорости, возводим эти значения скорости в третью степень. Получаем 21,25; 170,95; 578; 1371,33; 2674 Теперь, каждую из этих цифр надо умножить на произведение площади лобового сопротивления, равного пункту 38 или в нашем случае 0,506 метра квадратного на средний коэффициент сопротивления воздуха - пункт 40 или 0,434. И всё это разделить на произведение переводного коэффициента 101,9 на ускорение свободного падения 9,8. Получаем
    (21,25х0,506х0,434)/(101,9х9,8)=0,005
    (170,95х0,506х0,434)/(101,9х9,8)=0,037
    (578х0,506х0,434)/(101,9х9,8)=0,126
    (1371,33х0,506х0,434)/(101,9х9,8)=0,3
    (2674х 0,506х0,434)/(101,9х9,8)=0,586
    К полученным значениям следует добавить значения затраченной мощности на сопротивление качения, снятые с уже построенного графика для каждой из расчетных скоростей и по полученным точкам построить график полного расхода мощности.



    Как строить график расхода мощности, мы уже знаем. А как быть, если дорога идёт в гору, пусть небольшую, с уклоном в один градус? Тогда к полученным затратам мощности следует прибавить затраты мощности на преодоление уклона. Так как этот график линейный, то у него следует найти тоже одну точку. Сила сопротивления горы, находится как произведение веса транспортного средства на синус угла наклона горы к горизонтали. Полученную силу умножаем на скорость и делим на переводной коэффициент. Получаем:
    97 х sin1 х 13,88 / 101,9 = 0,23 ватт.
    По этой точке строим график расхода мощности на преодоление горы, а к нему, путём графического сложения достраиваем графики расхода мощности на сопротивление дороги и сопротивление воздуха. В результате получим график полной мощности на движение в гору.
    Есть ещё случай - когда попадается встречный ветер. Как быть в этом случае? Значение встречного ветра - в среднем 4 м/с, следует сложить со скоростью движения и заново пересчитать расход мощности на сопротивление воздуха. Построить этот график трудности уже не представляет, если вы одолели все предыдущие. Можно исхитриться и построить график расхода мощности при движении в гору против ветра. Это будет наибольшая потребляемая мощность.
    Когда весь этот титанический труд проделан, возникает вопрос: А на хрена всё это делалось? Если не догадались, поясняю: Задавшись желанием двигаться на электровелосипеде в заданных условиях с заданной скоростью, взглянув на график, мы можем определить, какой двигатель для этой цели понадобится. Или раздобыв какой то двигатель с известной мощностью, можно легко определить, до какой скорости он разгонит велосипед. А зная эту скорость и обороты двигателя, нетрудно подсчитать передаточное число приводного редуктора.

    Мечты сбываются, но обычно не во время.