Автор Тема: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original  (Прочитано 21653 раз)

Оффлайн Sergejs

  • Мопедист
  • Сообщений: 32
  • Степень оранжевости: 12
    • Награды
  • +0
  • -0
  • Приветствую не спящих!

    Заранее прошу извинить за то, что выкладываю не совсем мопед, возможно даже - совсем не мопед, но, надеюсь, подойдёт...

    В конце концов, разница между велосипедом и мотовелосипедом - только в наличии мотора, и кроме мотора - действия ровно те же.

    Итак. Летом, в июле, мне достался довоенный велосипед GEO, Gustav Erenpreis Original.
    Достался так - смотрю, один из соседей на даче чистит сараюшку, выносит всё из хозпостройки, и частью сжигает, частью несёт в мусорные контейнеры, а часть - просто стоит на газоне. И видно, что среди стоящей кучи хлама - руль виднеется... Подошёл, спросил. Оказалось - виднеется руль Риги-13. Спросил, нет ли мысли продать. Дядя сосед в своё время, подростком, на этой отцовской Риге гонял, даже покрасил, как водится - из баллончика, поверх всего... но интерес потерял, и воспринимал скорее как вещь, которую и выбросить жалко, и применить негде. Продал за небольшую денежку. И - "в комплекте" отдал старую чёрную велосипедную раму, за которую я тоже ухватился, увидев в куче. При ближайшем рассмотрении - рама оказалась от довоенного мужского дорожного велосипеда Эренпрейса, и, хотя и без колёс, шильдика и покрашенная чёрной краской или лаком навроде бакелитового - рама прямая и не ржавая. По номеру знатоки из Саулкрастского веломузея сказали, что велосипед был произведён в 1938 году - году массового выпуска.

    Немного об названии, фабрике и самом Эренпрейсе.


    В предвоенные годы в Латвии была благоприятная ситуация для производства велосипедов - есть заводики, грамотные рабочие, уровень жизни населения неплох, и очень многие могут купить велосипеды, но не так хорош, чтобы покупать мотоциклы или автомашины.
    И хотя велосипеды стОили, (если взять современные аналоги по отношению к средней зарплате), как теперь стоит дешёвый китайский скутер - всё же это был самый доступный вид транспорта, и брали их хорошо.

    Густав Эренпрейс - это имя и фамилия, инженера и владельца завода. В человеке сочетались важные качества - он был и неплохим инженером, руководителем производства - и хорошим, как бы сейчас сказали, маркетологом и продавцом, рекламщиком. Поэтому, когда (кажется, в начале 30-х) он разругался с руководством делавшего велосипеды акционерного общества "Омега" - он создал свою фабрику, которую, ничтоже сумнящеся, назвал в честь себя, любимого - "Густав Эренпрейс", и добавил "Оригинал" - чтобы а) звучало круче, по-иностранному, и б) можно было отличить от продукции "Омеги", которая тоже уже была узнаваема на рынке в связи с его именем.

    Эренпрейс имеет самое прямое отношение и мопедной тематике - именно на основе его завода после войны сделали Красную Звезду, первые велосипеды и мотовелосипеды были очень похожи на довоенные, хотя и, как следствие в десятки раз увеличившегося объема производства - заметно похуже качеством. Сам Густав работал на том же заводе ведущим инженером - талант есть талант, удержался.

    К слову - хотя имя и фамилия звучат на немецкий лад, скорее всего Густав наш - был вполне себе латыш, так как когда демократически избранный президент Гитлер А.А. совершенно добровольно репатриировал почти поголовно всех немцев из Латвии - Густав Эренпрейс остался. А немецкость имени может объяснятся тем, что года этак до 1914 - немцы в Лифляндии были весьма авторитетны, и примером для подражания, себе онемечивали имена и фамилии, чтобы казатся важнее.


    Как и с названием фабрики - Густав Эренпрейс не утруждал себя выдумыванием звучных названий для велосипедов. Выпускали, в основном, две модели - "Густав Эренпрейс Оригинал модель А" и "Густав Эренпрейс Оригинал модель Б". А от Б отличались - ценой и соответственно, качеством отделки. У Б - меньше хрома, попроще рисунки на раме, простой формы и меньше диаметром предняя звёздочка. Зато - цена приятнее. Судя по звёздочке - мне досталась модель Б.

    Рама мужская. Хотя, как ни казалось бы парадоксально - в те времена выпускали заметно больше велосипедов с "женской рамой", в пропорции примерно 60 на 40.
    Так как два велосипеда на семью - всё же дороговато, а мужик на женском спокойно сможет ехать, в отличии от довоенно одетой женщины на мужской раме... Да и дети могут заметно раньше и проще сесть на женский велосипед. Вот и брали женские лучше. Но - по причине как раз бОльшей доступности для неуёмного и желающего попрыгать молодого поколения, вкупе с чисто конструктивной меньшей крепкостью "женских" рам - их до нас дошло значительно меньше, всё поломали. Вот и кажется, что были в основном мужские... 

    « Последнее редактирование: Октябрь 09, 2012, 13:07:33 от Sergejs »

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #1 : Октябрь 09, 2012, 13:13:50 »
  • +0
  • -0
  • Немного плакатов, для создания настроения:



    "Для работы, спорта, отдыха
    победитель всех гланых соревнований Латвии
    Г. Эренпрейс
    велосипедная фабрика в Риге, ул.Бривибас, 2, вход со сторны Элизабетес"

    К слову - улицу Бривибас (улица Свободы, в переводе) переименовали из Александровского бульвара (в часть Александра Первого) а Элизабетес, или Елизаветинскую - не переименовали, хотя тоже - в честь Елизаветы, которая Петровна и царица.
    А главную улицу исторически называли, последовательно:
    - Александровский бульвар
    - Свободы
    - ул. Адольфа Гитлера
    - ул. Ленина
    - снова ул. Свободы
    пока... :(



    "Чем больше велосипедов разных фирм попробуете - тем больше Вам понравится Эренпрейс!"




    "Крепкий и быстрый как стрела - Латвийский велосипед ГЕО"
    « Последнее редактирование: Октябрь 09, 2012, 13:15:50 от Sergejs »

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #2 : Октябрь 09, 2012, 13:18:58 »
  • +0
  • -0
  • Даст Небесная канцелярия сносной погоды и председатель кооператива электричества - доберусь сегодня или на днях до гаража, и пофотографирую железки :)

    Продолжение следует. 

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #3 : Октябрь 09, 2012, 13:32:34 »
  • +0
  • -0
  • Статья полезная. Особенно пофоткайте, если сохранилось, переплетение ниточек на заднем крыле.
    У меня "Красный Октябрь" с такой же рамой. Будем ставить МАВ.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #4 : Октябрь 09, 2012, 13:46:54 »
  • +0
  • -0
  • Ниточки, в музее - с виду очень сложные, крючком, что ли, вязяны?

    Здесь можно глянуть, в разделе "Коллекция", велосипед СЗ, 1952 года. velomuseum.tk

    Немцы торгуют новодельными, такого рода:
    http://i.ebayimg.com/00/$(KGrHqMOKjsE1qt8045HBNng4sS30g~~_1.JPG?set_id=8800005007

    http://classic-cycle.de/out/pictures/1/d621.jpg

    С практической точки зрения нечто такое легче повторить, не будучи крючком-вязяльщицей. Резиновые ниточки - продаются в магазинах тканей.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7573
    • Степень оранжевости: 2537
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #5 : Октябрь 09, 2012, 13:57:22 »
  • +0
  • -0
  • Круто, надо будет озадачиться. Спасибо.
    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн Aleksej

    • Мопедист
    • Сообщений: 101
    • Степень оранжевости: 37
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #6 : Октябрь 09, 2012, 23:11:11 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо за отчёт по Эренпрейсу!
    Сейчас марка пытается возродится.
    Вроде как внук Густава решил возродить былую славу - в магазине по цене 20-летней машины стоят велосипеды - мужской и женский. Собраны из импортных комплектующих. Рама - не знаю, надеюсь, своя... Не впечатляет...

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #7 : Октябрь 10, 2012, 11:00:13 »
  • +0
  • -0
  • Сейчас марка пытается возродится.

    Действительно, надо и современного Эренпрейса упомянуть. Зовут его Том (Томс) Эренпрейс, действительно, потомок того, довоенного.

    У него была (и, кажется, есть?) маленькая мастерская, на втором этаже старого деревянного дома на улице Чака (бывшей Мариинской). Занимался восстановлением и реставрацией былого - на коммерческой основе, что скажут, то и сделают. Видел очень хорошо собранные довоенные, а видел и совершенно халтурно сляпанные Риги - видимо, в зависимости от того, чего заказчик хочет, и за какие деньги.

    Буквально в этом году он решил, видимо, использовать марку, так сказать.



    Вроде бы идея неплоха - в Латвии и спрос на ситибайки есть, и к обычной ностальгии, воспоминаниям о "старых временах" добавляется пропагандистское глорифицирование Первой республики. Это несмотря на то, что отец нации Карлис Ульманис собственно республику и парламент военной силой разогнал, а потом поверил обещаниям солнца народов Сталина И.В., и отдал авторитарное (и попробуй вякни против!) указание сдатся без сопротивления. За что и поплатился, умерев в лагере далеко в СССР в 1943 году... Но его именем несколько улиц названы, памятник стоит в центре Риги, и всё там было хорошо, молочные реки, кисельные берега и самая зелёная трава.
    Так что "велосипед, как в добрые старые времена" - хорошая завлекаловка.

    Что же до велосипеда... И так цена не из низшего сегмента, чему способствует то, что например, стоят кожаные сёдла с именным тиснением "Эренпрейс", так, чтобы цена не стала заоблачной - использует обычные дешёвые компоненты, вроде стандартных вилки, звёздочек, не ахти педалей и тормозов.
    http://erenpreiss.com/lv/gustav/

    Компоненты - точно стандартные и из, скажем так, не самых, но дешёвых (кроме седла). Про раму - не знаю. Либо действительно, полуштучное производство на заказ, либо - что-то опять же, из голландских серий, заказанное на тех заводах.

    Так себе, средний ситибайк, за те же деньги заметно послабее бэушных, но из дорогого класса голландских велосипедов.
    Но за счёт ностальгии и марки - может выжить.Посмотрим, через пару лет.

    P.S. Это не столько статья, сколько задумано начало - я собираюсь догими зимними вечерами Эренпрейс собирать и восстанавливать, о чём и писать сюда. До сих пор было, та сказать, теоретическое обоснование и исторический экскурс. :)
    « Последнее редактирование: Октябрь 10, 2012, 11:04:05 от Sergejs »

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #8 : Октябрь 19, 2012, 10:57:26 »
  • +0
  • -0
  • По отсутствию родного - мастер на заказ изготовил новый шильдик. Ну, и декали.


    Артемка-Jam

    • Гость
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #9 : Октябрь 22, 2012, 20:30:10 »
  • +0
  • -0
  • Очень впечатляет!

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #10 : Декабрь 17, 2012, 14:26:09 »
  • +0
  • -0
  •  :) Улыбнула "пропаганда" здорового образа жизни:

    http://myreport.com.ua/fotoreportazh_big/handmade/velosypedna-propahanda-epohy-modernu-35-plakativ.html

    Был у меня Эренпрейс..... Офигенный аппарат во всех отношениях! :)
    Кстати, Сергей, если эмблему покупал в мастерской - обрати внимание на разметку под заклепки - у меня не совпало! Пришлось по месту сверлить!
    « Последнее редактирование: Декабрь 17, 2012, 17:37:56 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн linil

    • Мопедист
    • Сообщений: 1867
    • Степень оранжевости: 636
    • престарелый мопедист
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: городок
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #11 : Декабрь 17, 2012, 16:55:12 »
  • +0
  • -0
  • И почти на всех ручки, пардон грипсы, деревянные, как Вагнер учит.
    Починяю ременные веломоторы.

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #12 : Декабрь 19, 2012, 14:52:49 »
  • +0
  • -0
  • : разметку под заклепки - у меня не совпало! Пришлось по месту сверлить!

    Точно так же. Не совпало...

    Действително, аппарат интересный. Отдал на покраску, разобрав, естественно.

    При разборке увидел необычности:
    - коронка вилки, хромированная - не надевающаяся "шапочка", как на послевоенных Ригах, а монолитный металл! Хотя выглядит правктически так же...
    - ось каретки педалей прекрасно подогнана и красиво фрезерована, но почему-то нет контргайки. Чтобы законтрить без гайки - предыдущий владелец заклепал резьбу. Похоже, гвоздём. Помучался, пока разобрал.
    - шарики в подшипнике вилки маахонкие! И явно по количеству не хватает. Орик, а ты их менял, добавлял?


    Фотоаппарат в гараже зимой на полке - змерз. Показать успел "поменяйте бата..." Надо было в кармане держать. :( 

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #13 : Декабрь 19, 2012, 17:34:57 »
  • +0
  • -0
  •  :) Мне повезло, хотя велик (скорее конструктор) и выглядел ужасно , но рулевая колонка и каретка были просто в идеальном состоянии, с разборкой  проблем  не возникло!



     А вот на "петушках" резьба явно не пролетарская была!
    Мы свой делали чисто ради фото сессии ..... НУ И РАДИ "ПОКАТАТЬСЯ" ЕСТЕСТВЕННО, поэтому сильно не заморачивались с мелочами .....  А вот ход был реально красивый и легкий......., передача подобрана настолько грамотно, что от езды получаешь только одно наслаждение(если не ошибаюсь 60/15 зубов соответственно)!



     Были трудности - продали.... Теперь ищем приемлимый вариант для серьезной реставрации.... Благо есть оригинальная мастерская!

    Кстати, на базаре позже нашел китайские щитки , практически точь-точь оригинал, оставалось только по краям сделать "язычок" ::)

    P.S. Сейчас этот велик висит у одного буржуина на стене в шикарной бане..... Типа на старину потянуло..... Но в любом случае это лучше. чем в куче металлолома! :)
    « Последнее редактирование: Декабрь 19, 2012, 22:40:19 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Sergejs

    • Мопедист
    • Сообщений: 32
    • Степень оранжевости: 12
      • Награды
    Re: Настоящий Эренпрейс или Gustav Erenpreis Original
    « Ответ #14 : Декабрь 19, 2012, 19:08:17 »
  • +0
  • -0
  • базаре позже нашел китайские щитки , практически точь-точь оригинал, оставалось только по краям сделать "язычок" ::)

    Совершенно то же! Только базар - Рижский :) :)