Автор Тема: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции  (Прочитано 15364 раз)

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва

Пожалуй это самое интересное что когда либо попадало ко мне в руки на оживление. Разговор о том что некий мотор претендующий на позицию пропавшего звена в цепи отечественного мотопрома принесут в восстановление начался еще летом 2016г. Я несколько скептически отнесся к подобному определению, хотя с владельцем знаком практически 10 лет и он человек хорошо разбирающийся в истории мото и вело техники. Но из за текучки отложил тему до ноября. Потом она была отложена, по взаимному согласию, до марта, потом до очередной осени. В ноябре 2017г. я решил что нужно посмотреть на аппарат, заодно чего нового узнаю. Да и люблю порыться в ретротехнике. Наблюдаешь, так сказать, в живую как развивалась тема, какие пути пробовали, какие решения применяли, а подчас и находишь корни иных конструкций.

И так, мотор оказался у меня в руках, всё что о нем было известно на тот момент что называется он ЛМ-5, это было просто написано на нём.

Напутственное слово звучало примерно так:
С достаточной долей вероятности это тот мотор единственное, более или менее официальное, упоминание о котором встречается в журнале «За рулем» за июнь 1938г. В статье Медведева «моторные велосипеды»


Известно что в мотор лазили. Что то не так с зажиганием, то ли ротор размагничен толь обмотка повреждена. Нужно оживить.


Вспомнилось что я этот мотор видел. Он был на мопедисте на опознании за несколько лет до того. Однако естественно никто ничего ответить не смог и тема заглохла буквально через пару постов. Знакомый почувствовал что это что то интересное и выменял его за вполне адекватный комплект другого ретрожелеза.

Первый внешний осмотр не предвещал каких то серьёзных проблем. Мотор в хорошей сохранности, явно не эксплуатировавшийся, хотя следы установки имеются, есть небольшие отпечаточки на ведущей звезде, явно крутили. Краска имеет много сколов. Вся покрыта кракелюрами. Толщина слоя очень большая, характерный момент для тех времен.










Судя по свече год выпуска вряд ли позже 37го.








Свеча разборная ( разбирать пришлось, была утечка) Изолятор, на фото не видно, просвечивает, но не стекло. Слюда? Не стал карябать выяснять.

Рычаг выжима сцепления внешний, тоже характерная примета времени, с нажимом на шток проходящий через вал звёздочки.




Карбюратор похож на что то до боли знакомое, но об этом потом.
Забавный совмещенный коллектор. Впуск и выпуск. Интересно. Ладно, потом разберемся .

И так. Пациент на столе. Инструмент достан, протерт, только головки, никаких рожков что бы не оставить заминов. Начинаем с маховика, там говорят проблемка какая то.
Кто бы знал что я там увижу.








У меня на мгновение всё упало. Это пипец, подумал Штирлиц и не ошибся, это бы он.
А потом только мат. …………. уроды………….твою……… руки…….чтоб вам………..

Когда рассмотрел детали





………!!!!!………..!!!!!!!……..!!!!!!!
Пружина сломана, конденсатор не родной. Что бы его вкрячить срезали ус у подковы. Не придумали ничего лучше чем запихнуть самопальный хомут под ось прерывателя тем самым перекосив её. Ну и всеравно не влезло. Тогда просто подпилили хомут вместе с корпусом конденсатора ( думаете конденсатор выжил? ))) ) и всёодно чиркало.
Короче настроение испорчено окончательно и надолго. С этим надо будет что то делать и сразу не ясно что. Понятно только одно. Придется делать почти с нуля и придумывать свои конструктивы отсутствующих деталей.

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
« Ответ #1 : Сентябрь 07, 2019, 13:47:41 »
  • +2
  • -0
  • Пока лезем дальше. Что бы снять карбюратор необходимо открутить тот хитрый моноколлектор, иначе не отвернуть одну гайку. На фото плохо видно но там даже ребро подпилено по месту напильником.




    Сняли. … Опппаааааа. Как всё интересно!





    Двигаем поршень вверх. Про третье, нижнее колечко я слышал предыдущий владелец вроде что то говорил, а вот и оно. Разделяет вхлоп и выхлоп. Видна пробочка пальца. Тут понятно зачем она потребовалась.









    С этого момента у меня появились определенные сомнения что это тот самый мотор. Помните? «Поршень из легкого сплава и имеет два поршневых кольца». Если говорить о компрессионных то да, их два. Тогда как быть с третьим? Ну и конечно не настолько верилось в удачу.

    Обвесом займёмся потом, пока крутим гайки дальше. Снял основание зажигания затем ограничительную муфту. Зажигание на простом цанговом зажиме, разрезное кольцо и всё, может крутится на посадке на все 360, коль ВВ провод не мешает.









    Тем временем выпал шток сцепления. Чёт забыл его достать начал кувыркать мотор. Хорошо разделочный стол с буртиком и не пришлось поднимать с пола )))




    Снял медную шайбу. Почему медную? Не понял. Тут вал уже чем то подрали но это не критично. Посадка маховика не повреждена





    А, да, сам маховик изнутри




    Подцепил кольцо. Под ним обычный подшипник




    Ведущая звездочка снялась рукой. А как она должна была удерживаться тогда? Очевидно что шпонка должна быть клиновой но она прямая. Странно, не понятно.

    Вот еще момент. Не сняв маховик невозможно откинуть рычаг сцепления и добраться до звездочки. Даже сняв рычаг с крепления цель не будет достигнута. Зазор крайне мал.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2019, 14:00:23 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #2 : Сентябрь 07, 2019, 14:03:08 »
  • +1
  • -0
  • Цилиндр в общем снялся без напрягов. Только гайку с одной шпильки было крайне затруднительно открутить, потом при установке назад тоже были проблемы. Доступ к ней с одной стороны ограничен приливом сцепления картера а с другой цилиндром. Даже подточенный рожок с трудом перехватывал грани. На нижнем фото это верхняя правая шпилька.
    Итак, поршень









    Колечки не изношены от слова совсем, не видно даже потертостей. Зеркало цилиндра не фоткал, собственно не было нужды и так понятно.
    Заглушки пальца с двух сторон. Назначение не допустить соединение каналов перепуска с каналами впуска -выпуска прорыва газов между впуском и выпуском.
    Пока вроде все по уму правда непривычно. Однако весьма трудоёмко. Хотя тогда на это не сильно обращали внимание пока не становилось запредельным.

    Обратите внимание на донце поршня изнутри, снова нижнее фото. Справа от шатуна там виднеется небольшое ребрышко. Так вот, все окошки разделены такими ребрышками. Потом, на снятом поршне пытался их сфоткать но ничего вразумительного не вышло, правда не шибко и старался. В 2Д они совершенно не понятны, это в объеме надо видеть. Так что пожалуй это лучшее изображение одного из них.

    Поршень имеет просто не реальную толщину, по сравнению с привычными нам. Стопоров колец нет. они попросту не нужны. Окна в гильзе очень малы, достаточно посмотреть на выпуск, продувочные каналы совпадают с окнами в поршне, тоже узкие. Сами кольца сделаны "на ус"

    Что меня в этих заглушках напрягло. Они вставленны почти вровень с телом поршня, а края запилены по месту по диаметру. Причем видно что одна заглушка стоит как бы глубже и запилы почти перпендикулярны друг другу. Это могло значит только одно. Её извлекали и потом при установке перевернули на 90гр и запилили по новой. Значит мне тоже придется добираться до пальца и выяснять не осталось ли следов вмешательства. Интересный вопрос. Как это сделать? Палец 100% со стопорами, да еще и запрессоваы заглушки. Ни туда ни сюда. Уродовать пробочки не хотелось. Будем думать, а пока полезем дальше......

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6367
    • Степень оранжевости: 1216
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #3 : Сентябрь 07, 2019, 14:18:06 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    Как это сделать? Палец 100% со стопорами, да еще и запрессоваы заглушки.
    Нагреть.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #4 : Сентябрь 07, 2019, 14:23:51 »
  • +0
  • -0
  • Фото 1.5 годовалой давности. Как решилось будет позже, что бы не сильно скакать по смыслу. Хронология на самом деле была иная но если описывать по ней то будет каша.

    Вскрываем КШК.




    Вот это дезаксаж! Его даже по крышке хорошо видно. То что КВ однощекий было понятное и ранее, без разборки. Прокладка конечно уже новомодный паронит. Потом сменил на электрокартон. Правый нижний прилив под шпильку с трещиной, резьба сорвана. Из за краски ни заварить ни запаять, погорит (варить вообще не вариант, картер может поплыть, что за сплав неизвестно, подбирать режим прямо на нём нельзя). В последствии это место пришлось собрать с эпоксидкой с алюминиевой пудрой. Очень не хотелось так делать но вариантов почти не было.

    Все, за исключением крепежа и звездочки, детали имеют клеймение. Где то оно более внятное, где то почти не читаемое.

    Крышку КШК кто то чем то, или обо что, то уже пошкрябал. Не имеет значения, но не понятно зачем )). Так лучше видно



    Пока всё более или менее, пока не напрягает по механике. Всё самое интересное, в том числе и "не напрягающее" ))), пряталось глубже.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2019, 14:27:55 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #5 : Сентябрь 07, 2019, 14:58:59 »
  • +0
  • -0
  • Настала пора половинить картер. Но сперва выкрутим вот эту вот пробочку


    Фотоки снова не получились. Однако я там увидел именно то что многие наверно ожидали. Да да, именно шлицованную регулировочную гайку сцепления, как на Д под солдатиком. Разве что пошире. Итак, верхняя пробка есть, нижней сливной нет. Пробка могла служить и как заливная или только для доступа к регулировке. Если картер масляный то возможны 3 варианта сцепления. Классическое однодисковое, классическое многодисковое и коническое. Если же картер сухой, или полусухой, это без разницы, то коническое практически отпадает. Еще возможна версия с простой расцепительной муфтой, но как то не очень в это верилось, хотя всяко могло быть. Напомню, ни инструкции, ни каких либо данных вообще на тот момент не было. Темная лошадка.

    Половинка картера снялась достаточно легко, чуть поддел и аккуратно подсунув пальцы в щель стянул. Мееееееееееедленно отвел в сторону и.........




    Подшипник )))) А что же еще ))))

    К сожалению подшипники, а характерный шрифт говорит о том что они все родные, тех времен, в последствии пришлось заменить. Всётаки влага попадала и после отмывки стало понятно что беговые дорожки точечно подъедены ржой. Теперь они просто лежат в коробочке, считайте экспонатом )))
    « Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2019, 15:07:09 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #6 : Сентябрь 07, 2019, 16:23:15 »
  • +3
  • -0
  • Прокладка так же была уже паронитовой и позже заменена на электрокартон


    Всётаки вгзлянем на узел выжима сцепления. Чего подшипники разглядывать )).






    Семен Семеныч! В смысле Филипп Александрович!
    А с другой стороны, собственно, всё предсказуемо. Только перевернуто. Классика жанра. Нажимной шток проходя через вал нажимает на прямоугольную шпильку, вон она прижата к диску и отводит её, усилия прижима снимается. Регулировочная гайка с другой стороны пружины так же сидит на мелкой резьбе. Разве что зафиксирована от полного отворота шпилькой, видна в поднутрении гайки. Если гайку закручивать на сжим пружины то она сойдет с резьбы но шпильку не освободит. Для её извлечения требуется еще дожать пружину, а она дюже злобная. Так как не было под рукой никакого готового съемника на этот случай то пришлось потратить минут 15. Положил весь узел в сборе между губок станочных тисков лежащих на полу. На гайку положил 2 стальных квадрата 14х14, сантиметров по 30 длинной, по разным сторонам вала так что бы шпилька была между ними. На один конец квадратов наступил ногой, на другой нажал рукой и вытолкнул освободившуюся шпильку. После собирал аналогично только шпильку держал в медицинском зажиме что бы палец не закусило если что.

    А вот теперь нам надо разделить диски и узнать тип сцепления. А они слиплись, заразы и крепко так. Подцепить и не за что особо. Ну что же, на помощь придет физика распространения колебаний в плотной среде ))))))))))) Помните колокольчик? Он звенит, вибрирует, а тронь пальцем и заглох. Просто возвращаем диски на вал который держим в руке но к самим дискам не прикасаемся и не сильно ударяем по ним деревяшкой. Бздынь, бздынь, блямссс. Звук нам сообщает что расцепились, остаётся их стряхнуть с вала. Всё. Загадка типа картера, масляный или сухой, раскрыта. Сцепление стальное коническое.




    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #7 : Сентябрь 07, 2019, 23:58:34 »
  • +0
  • -0
  • Добываем коленвал. Тут все просто. Втулочка, шестерня на шпонке, всё упирается но сходит руками.


    Подтянул еще, шпоночка выпала и пока ловил её КВ сдвинулся назад и подшипник со стороны КШК просто вышел сам. Делов то, ёлы-палы. Я то уж резиновый молоток притащил )))


    Вытаскиваем. Еще втулка, они выполняют 2 задачи, как дистанцирующие, меж ними получается зажата от смещения шестерня и по ним же скользят войлочные сальники.



    А вот дальше снова отметились пиёнэры.


    Первое что бросается в глаза. Ребята! Вы уверены что сальник такой толщины будет что то держать? Он же не стянут вообще, просто свободно лежащее фетровое колечко, шайба вообще его не касается она в размер подшипника.


    Более того, шайбы самопальные и сделаны кривыми ручёнками. Вот вам весь комплект.


    Шайбы оставили отметины на втулках, отметины серьёзные.


    Вот другая уже на оправке готова к шлифовке, глубина продира 0.2мм


    Всё войлочные шайбы резаны из одного и того же валенка ))) недостаточной толщины.
    Как вообще собирались завести этот мотор, превратив его в свисток?

    Ну и до кучи, не критичный но противный сюрприз. Видимо по недомыслию пытались выбить КВ не сняв шестерню и шпонку. Шпонка оставила жесткую отметину на отверстии. Фото со стороны удара не делал



    Из приятного. Промывка НГШ, с последующим прокапыванием керосина в качестве оценочной смазки, не выявила никаких проблем. Так что лезть не придется и слава Богу!
    КВ с другой стороны. Поршень до сих пор не снят.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #8 : Сентябрь 08, 2019, 00:16:14 »
  • +0
  • -0
  • Я потом даже смотрел. Если предположить что удар пришелся по оси вала при при собранном моторе, предположим что ограничительная втулка со стороны зажигания была снята или ослабла, то КВ упирается в крышку КШК и шпонка заметно не достаёт до буртика отверстия. Значит повреждения получены при разборке. Наводит на мысли об уровне ремонтера (((

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #9 : Сентябрь 08, 2019, 00:40:47 »
  • +0
  • -0
  • Теперь классика всех времён. А именно "нет худа без добра". Пока требовалось время для созревания решений по каждому из возникших вопросов коленвал лежал на столике, а поршень остававшийся на шатуне покоился на деревянном брусочке, так сказать во избежание лишних царапин. Как то раз мне понадобилась трещетка лежавшая рядом. Когда её брал случайно задел КВ. Поршень упал и тюк легонько об окантовку столика, которая из 50го уголка ))) Беру в руки осмотреть на предмет повреждений, их нет, зато одна из пробочек подалась наружу. Я конечно сразу забыл зачем мне трещетка, побежал за волосковыми пинцетиками и потихоньку потихоньку пробочка и вышла. Оставалось через отверстие пальца, он оказался на удачу пустотелым, вытолкнуть противоположную. Вышла тоже не трудно. Дальше все понятно. Разве только что колечки были без усиков и без скосов и лежали в полукруглой а не прямоугольной канавке, пришлось немного повозиться но извлеклись. С пальцем все оказалось ОК, втулка тоже. Попробовал зафоткать поршень изнутри, вышла фигня. Сразу же всё это дело ополоснул, смазал и поставил палец с поршнем назад завернув в тряпицу что бы не повторять "подвиг. Колечки потом заменил на новые и пробки пришлось новые вытачивать. Дело в том что они сильно мягче оказались чем материал поршня и толь их вытаскивали, толь сами выпали, но оказались сильно прослаблены в результате. Возможно в палец и не лазили, а просто пробка выпала и её перевернули в то положение в котором она как то держалась.

    Вот так я победил хитрую пробочную конструкцию не повредив пробок ))))
    « Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2019, 00:42:41 от krotik »

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3001
    • Степень оранжевости: 875
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #10 : Сентябрь 08, 2019, 00:53:24 »
  • +0
  • -0
  • Очень интересно, как в те времена детали изготавливали? Судя по следам на коленвале, его не фрезеровали, а заточными камнями вытачивали.

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #11 : Сентябрь 08, 2019, 02:05:45 »
  • +0
  • -0
  • Шлифовка после термообработки. В то время были проблемы с легированными сталями, даже капля хрома сразу переводила сплав в стратегические, приходилось так делать. Сперва грубо болванку, потом термичка где обязательно поведет, после финальная шлифовка.
    Трудоёмкость огромная. Но мало что могло остановить, только совсем уж запредельная себестоимость. Посмотрите на первые картинки, цилиндр точеный и фрезерованный.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2019, 02:14:52 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #12 : Сентябрь 08, 2019, 02:22:11 »
  • +0
  • -0
  • Так было не только у нас. Посмотрите на КВ Auto Union  44г.
     

    Хотя у ровесника ЛМ, NSU Motosulm, 36 год, щеки коленвала штампованные

    Видимо имели возможность получать лучший металл, а в войну она исчезла.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2019, 02:32:08 от krotik »

    Оффлайн krotik

    • Мопедист
    • Сообщений: 1216
    • Степень оранжевости: 585
    • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #13 : Сентябрь 08, 2019, 02:41:10 »
  • +0
  • -0
  • Думаю что из за специфики ситуации так было не только с легированными но и с высокоуглеродистыми сталями. Мы прочно сидели на голодном пайке, немцы в него попали в войну.

    Оффлайн Anatolij

    • Мопедист
    • Сообщений: 253
    • Степень оранжевости: 249
      • Награды
    • Город: Белоомут
    Re: Динозавромамонт ЛМ-5 - пропавшее звено эволюции
    « Ответ #14 : Сентябрь 08, 2019, 10:26:32 »
  • +1
  • -0
  • Вроде бы прямого родства с "дешками" не наблюдается, абсолютно другой двигатель. Ещё более замудрённый, золотниковый впуск через коленвал у "дешек" уже не кажется чем-то необычным на фоне этого конструктива. Но что-то неуловимо общее тем не менее между этими моторами есть.
    Получается, Прибылой создавал свой моторчик далеко не на пустом месте. Если вообще он его создавал так, как это описывалось в литературе. Моя вера в легенду о создании моторчика одним человеком сильно пошатнулась.