Автор Тема: Двигатель Ява 551/02  (Прочитано 5071 раз)

Оффлайн ILDES

  • Мопедист
  • Сообщений: 642
  • Степень оранжевости: 775
  • Собирайлов
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: Днепр
Двигатель Ява 551/02
« : Октябрь 31, 2014, 00:02:33 »
  • +4
  • -0
  • Доброго времени суток всем форумчанам.
    Сегодня я решил не таить в закромах и делиться фотками о своем двигателе Ява551/02 от Яветты Спорт 1962 г.в., который отличался от Яветты Стандарт всего лишь карбюратором и то лишь в диаметре Диффузора в 13 мм вместо 12, как писалась в заводском англоязычном талмуте про этот мопед.  И так у этого мопеда я 3-ий хозяин, первым был дедушка, вторым пионер, и спустя долгие года после невозможности ремонта он достался мне в коробочке.
    И так начну по порядку.
    Первая и очень броская особенность этого мотора, это горизонтально расположенный цилиндр, плюс блок картера является нижней опорой рычага подвески. Подножка мопеда крепиться к картеру двигателя, как и на Яве -550, -555, -05, ведь он был уменьшенной копией Явы 550 у которой кстати в задней подвеске была только одна пружина сверху.

    Ввиду расположения цилиндра карбюратор тут падающего потока, а вот от воздушного фильтра идет "Г" образный переходник

    а сам фильтр выполнен в пластиковом корпусе, 2 камерный, во второй камере фильтрующий элемент из сетки и моторного масла на дне фильтра. Находился в специальной нише над двигателем и крепился 2 болтами к раме

    С правой стороны все то что перекочевало к нам только в немного другом исполнение изначально было. Например крышка ведущей звездочки штампованная из алюминия, высоковольтный трансформатор хоть и находился на генераторе, но его время и температура почему-то не тронули, и работает по сей день. Для удобства крепления двигателя к раме шпильками, в картер запрессованы дистанционные втулки.

    Как утверждали производители через свою рекламную брошюру, благодаря горизонтальному расположению Цилиндра, наездник и мопед не ощущают вертикальных инерционных колебательных сил, и все они перенесены в плоскость движения мопеда. Также данное расположение цилиндра улучшает теплоотдачу. О том что этот двигатель нельзя перегреть упомянули мне и при продаже, по воспоминанием продающих, они накатывали на нем без остановки очень по много, когда у его друзей Карпаты останавливались от перегрева, он продолжал себе ехать дальше. В подтверждение тому, заводской поршень по сей день стоящий там.
    Так же как видите шестерни с муфтой соединялись выступами, а не кулачками как все мы уже давно привыкли.

    Продолжение следует...
    Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

    Оффлайн ILDES

    • Мопедист
    • Сообщений: 642
    • Степень оранжевости: 775
    • Собирайлов
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Днепр
    Re: Двигатель Ява 551/02
    « Ответ #1 : Октябрь 31, 2014, 11:29:56 »
  • +0
  • -0
  • И такс продолжим рассказ об особенностях чешских 551 двигателей.
    Как говорилось ранее, картере двигателя является одновременно и нижней опорой задней подвески, которая крепиться при помощи специального пальца. Как и любая пара трения, палец требовал смазку, чехи вопрос решили просто - на пальце нарезали канавки, а из картера на левой половинке через прорезь поступала такое необходимое масло. Прорезь легко заметить по разрыву темного кантика, аккурат по горизонтальной оси картера, вокруг уха крепления задней подвески (фото старое но прорезь можно разглядеть)



    Как видим на фото, все те же знакомые бронзовые втулки вторичного вала КПП которые перекочивали на мопед с Явы 550 и параллельно применялись на Яве - 555 и имели точно такие же размеры.
    Отдельного внимания заслуживает место установки сапуна картера, как помним на отечественный он установлен в районе цилиндра, здесь чехи пошли более рациональным путем, сапун был расположен аккурат над цепью привода колеса. (на фото маленькое черненькое отверстие, над воображаемой верхней веткой цепи)



    Хочу предостеречь от комментариев что оно будет засоряться, по заводу на данном мопеде установлен металлический полный защитный кожух на цепь, призванный тем самым защитить цепь от попадания посторонней пыли, а излишки масла смазывали цепь. А тем времена полный защитный кожух применяли Венгры на своей Паннонии. Другой проблемой было не желания Пионеров этот кожух поставить и вовремя проводить ТО.



    Отдельный вопрос по поводу фиксации пусковой шестерни, оно выполенено сухарями установленными в специальную проточку, сухари скрепляет стопорное кольцо ( скажу сразу, только недавно узнал что он должен иметь другую форму чем я установил)





    Наверное за публикацию следующего фота я буду забросанный тапками и помидорами, Вашему вниманию представляется собранное сцепление



    Как видим столик к верхней крышке крепился при помощи стопорных полумесяцев, наверное из-за маленьких размеров их можно было потерять в поле, плюс это 5 деталей, а не одна, потому у нас упростили все, тем самым сделав узел саморазбирающимся.
    Под гайкой крепления сцепления располагался злосчастный гровер



    Ведомые диски  сцепления были стальные с приклеенным корковым слоем, а шестерня к корзине присоединялась методом расклепки. Ведущие стальные диски имели серьёзного размеры шлицы


     
    И напоследок, привод заднего тормоза.  Ввиду особенности конструкции рамы, упор рубашки троса заднего тормоза  располагался на картере, тяга была стальная.  Сам трос был не простой, а со сложным наконечником







    На сегодня все, можно начинать кидать помидоры.
    Продолжение будет...
    Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

    Оффлайн wagner

    • Администратор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 7578
    • Степень оранжевости: 2359
    • Оранжевый Дед
    • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
      • Награды
    • Город: Энгельс
    Re: Двигатель Ява 551/02
    « Ответ #2 : Октябрь 31, 2014, 12:15:20 »
  • +0
  • -0
  • Всё правильно, из за неграмотных изменений мотор из не очень хорошего превратился в откровенно плохой.

    Крышку со стопорами помню ещё с Явы Стадиона S-22. И там они очень часто вылетали. Версия Ш-51 это крышка, которая выстёгивается при очень резком старте. И те же самые стопора, но под крышкой, иначе люфт до расталкивания дисков был такой, что до самих дисков ничего не доходило. Естественно эти стопора всегда валялись в масле.

    Гровер служил надёжно, до появления люфта в соединении. Потом он работал как храповик.  Саморазборка узла встречалась постоянно, а поксиполить в те времена было не принято.

    Диски металлические с накладками служили долго, но разбивали лепестки корзины от соударений.

    Решение было в применении целиком текстолитовых дисков (они не разбивали металл), корзине "Ромашка", корончатых гаек со шплинтами, толстой крышке сцепления, которая образовывала единое целое со столиком и исключала деформацию ножек и их расшатывание.
    Мягкая пружина, больше количество дисков. Посадка шлицевого соединения на поксипол с металлическим наполнителем. Две контргайки вместо гровера.



    И так можно долго рассказывать про каждую деталь.

    Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

    Оффлайн ILDES

    • Мопедист
    • Сообщений: 642
    • Степень оранжевости: 775
    • Собирайлов
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Днепр
    Re: Двигатель Ява 551/02
    « Ответ #3 : Ноябрь 02, 2014, 11:41:51 »
  • +2
  • -0
  • Да, согласен, много там таких узлов. Очень понравились Ваши доработки.

    Продолжу дальше выкладывать наработки по мотору.

    Обратим внимание на коленчатый вал, форма такая же с неполными щеками, шатун двутаврового сечения, но вот полки Двутавра низкие чего-то, ВГШ миниатюрна в сравнении с КВ Ш-51К



    Со стороны сцепления шлицы очень мелкие а вот резьба под гайку с большим шагом



    Отдельного внимания заслуживает генераторная сторона. У Яветты как предка Пионера, на КВ можно проследить отверстие под вертикальную цилиндрическую шпонку, но потом видимо ее переделали на сегментную, но она была шире и длиннее чем на Ш-51 К.



    После первой сборки мотора я долго не мог понять куда идет эта деталь, как отдельный элеммент она не воспринималась и в двигатель не становилась, на брошюрных чертежах его не было.




    И вот спустя год при очередном гуглении найдено фото дало мне ответ, все дело было в расположении цилиндра, чтобы карбюратор излишками топлива не испортил дзен, была изготовлена эта деталь, которую не часто увидишь на отреставрированных даже экземплярах, ее попросту теряли когда снимали на чистку карбик. Я был счастлив узнав о ее сохранности.



    И напоследок на сегодня, как чехи экономили. Я долго не мог понять для чего был этот вырез вверху  отражателя фары



    Ответ я получил только после полной разборки мопеда, это был эконом вариант подсветки спидометра, то-то он мне странно светился во время первого запуска мопеда



    Спасибо за внимание, еще будет продолжение, можно кидать помидоры...


    Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.

    Оффлайн Squish

    • Мопедист
    • Сообщений: 350
    • Степень оранжевости: 107
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Двигатель Ява 551/02
    « Ответ #4 : Ноябрь 02, 2014, 13:36:27 »
  • +0
  • -0

  • Помню что делал на двигатель Ш-57 подшипник в крышке сцепления. На Ш-57 пружина большего диаметра и там можно поставить.
    Вытачивалась чашка на подшипник 22х8х7 или 22х7х7 и грибочек с ножкой 8 или 7мм. Заклёпки надо утопить в зенковке (там на эскизе непоказано).
    На долговечность непроверял подшипник. Подумать можно об этом.

    Оффлайн ILDES

    • Мопедист
    • Сообщений: 642
    • Степень оранжевости: 775
    • Собирайлов
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Днепр
    Re: Двигатель Ява 551/02
    « Ответ #5 : Ноябрь 04, 2014, 22:21:40 »
  • +1
  • -0
  • И напоследок об особенностях чешского двигателя.
    У Яветты мне понравилось четкость переключения, но почитав труды Дедушки, я точно буду его дорабатывать.
    На Яветте  был установлен ползунковый рукояточный механизм как на управление дроссельный золотником, так и на переключатель передач.
    Сам механизм был очень технологичным и дорогим удовольствием как для дешевого вида ТС: тут и специальная ручка с канавкой, и четко фрезерованные каналы в руле под ползунок, и специальные шестигранные  упоры рубашек тросов в руле запрессованы. (к моему сожалению, этот узел я не сфотографировал в процессе разборки)
    Интересный и сам фиксатор, на трубе руля профрезерованы 3 полоски под один выступ на рукоятки из алюминиевого сплава переключения




    Являюсь  владельцем  мопедов Ява не кошерного цвета - бирюзового и обе с завода почему то назывались Спорт.