Особый раздел > Факты о мопедах. История

Гунар Глудиньш

(1/3) > >>

Orik:
Пару слов о ведущем дизайнере завода "Саркана звайгзне" в вольном переводе дядюшки Орика...

Первоисточник:

http://design.lv/lv/event/latvijas-architektura-ticot-dievam-un-latvijai-gunars-gludins

Автор - Эдита Берзиня



 Дизайнер Гунар Глудиньш родился в 1938-м году – в то самое время, когда в Риге закончилось строительство главного корпуса велосипедной фабрики Густава Эренпрейса, спроектированного Александром Клинклава на улице Бривибас 193.
Продукция завода VEF получила международное признание и патент на электростартер легендарного мотоцикла «Пантера» отличался оригинальностью. После национализации фабрику Эренпрейса в 1940-м году переименовали в «Красную звезду». VEF по прежнему продолжал выпускать телефонные и радио аппараты.

 Знак судьбы или совпадение, но творческая жизнь Гунара Глудиньша оказалась связанной с обоими предприятиями Латвии.
Детство Гунара проходило в поселке Реньгес Рубайской волости , он сам заботился о своих игрушках, поскольку отец – профессиональный плотник, хотя и занимался производством молока, он сохранил профессиональный инструмент и научил им пользоваться сына. Мать хорошо рисовала.

 Рядом с домом был армейский аэродром, мальчик наблюдал за самолетами и строил тщательно разработанные модели. Все это сегодня  Гунар Глудиньш вспоминает с гордостью.
“В наше время все делали самими. Это было мое огромное преимущество, поскольку, я был в состоянии кое-что сделать”, говорит он, рассказывая как из различных материалов он изготавливал макеты и опытные образцы.

 Удивительно хорошо представлены рисунки моделей мототехники Гунара  Глудиньша.
Даже найденные на Курземском побережье камешки,  он разрисовывал так, что можно было найти сходство со старинными автомобилями и можно даже было определить марку .





 После окончания школы, чтобы стать самостоятельным, Гунар Глудиньш поступил в Рижский индустриальный политехнический институт по специальности – специалист по планированию промышленных предприятий.
Весной  1956-го года его направили в Бауску, но новых специалистов там не ждали. Лето прошло без работы.

 Потом полгода проработал помощником в типографии «Советская Латвия», затем год нормировщиком – планировщиком в рижском городском тресте . С 1958-го года  Гунар Глудиньш продолжил работу на рижском городском комбинате в Молотовском районе.
Комбинат был одним из подразделений Государственного предприятия «Рижский моторный завод» и находился на улице Бикерниеку 19.

В 1961 году комбинат был присоединен к  Рижскому велосипедному заводу «Красная звезда», который в следующем году был переименован в Рижский мотозавод «Красная звезда», а конструкторское бюро переместилось в замечательное здание. Позже, в связи с потребностями отдела, было построено трехэтажное здание с механической мастерской на первом, слесарной мастерской и маляркой на втором и кабинетами  на третьем этаже. Завод начал развитие. На нем был создан  первый в СССР мотовелосипед, а позже осуществлен переход на выпуск мопедов.

Такое название двух и трех колесным моторизованным средствам с педалями  придумал в 1952-м году шведский журналист Харалд Нилсен, сложив два слова – мотор и педали.

При сравнении экспериментального мопеда «Спридитис» (1958) или первого серийного в СССР мопеда «Рига 1» (1961), с иностранными образцами, становится понятно, что латвийские проекты были совершенно оригинальны с технической и дизайнерской точек зрения. В 1961 году конструкторы завода совместно с энтузиастами автомото спорта создали впервые  в Советском Союзе 50 кубовые гоночные мотоциклы. На Западе таких еще не было.



 Гунару Глойдиньшу  очень не нравилась работа в бухгалтерии завода. У него были необходимые знания, чтобы стать технологом, а затем и мастером смены.
 В свободное время Гунар ходил чертить и рисовать в народную художественную студию Дома культуры профсоюзов в Малой Гильдие.
Руководитель студии, акварелист и талантливый  педагог Эдуард Юркелис, которого Глудиньш называет своим главным учителем, который почувствовал, что у молодого человека есть как художественные, так и технические способности сказал: «Ну, тебе уже пора присоединиться к академии металлистов».

 Это было новое направление студии Академии художеств, которое в 1962 году, под руководством Толиваржа Гаумига, стало отделением промышленного искусства. Гунар Глудиньш до сих пор в отношении академии чувствует  непреодолимое благоговение и в 1964 году, с благословения Юркеля, он стал студентом, уже будучи семейным человеком.

 Но, нужно было подумать как об обучении так и об средствах к существованию и о том, как обеспечить более менее нормальные условия проживания в деревянном доме без удобств во дворе на улице  Матиса.

 Директор Рижского мотозавода «Красная звезда» услышал просьбу Гунара и отправил его учиться в студию и по совместительству исполнять обязанности преподавателя в отделе. Зная опыт нового коллеги, Гаумиг доверил ему вакумпресовальную машину.
Чтобы пройти летнюю стажировку, пришлось взять неоплачиваемый отпуск.
Условия жизни были непростыми, но вера в дизайн в обществе росла, и Гунар Глудиньш, убежденный в этом выборе, был одним из самых серьезных и трудолюбивых студентов в своем курсе.





В то время, когда Гладиньш работал и учился, в Советском Союзе был разработан соответствующий  для этой страны дизайн. Официальный лидер советского дизайна Юрий Соловьев (1920-2013 гг.), который успешно возглавлял свое дизайнерское бюро и использовал знакомства  в высших эшелонах власти, сказал, что решающим фактором стал визит представителя  Британского Совета по промышленному дизайну в Москву в 1957 году, чтобы увидеть советский дизайн.

Сразу после визита Соловьеву было предложено подготовить проект решения о том, как развивать этот сектор в стране. 28 апреля 1962 года, наконец, было опубликовано постановление Совета Министров СССР №. 349 «Об улучшении качества продукции машиностроения, а также культурных и бытовых товаров путем внедрения методов художественного проектирования».

 В трех высших учебных заведениях СССР были открыты учебные программы, основали Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики  с десятью филиалами и учреждениями, получившими право санкционировать или отказывать от внедрения проекты для производства. Наложенное время разработки началось с двух реалий: одного во ВНИИТе, соответствующего международному уровню, а другого, иногда абсурдного - в жизни.

Однако, несмотря на это, СССР  приобрел определенный авторитет у мировой дизайнерской элиты. В 1969 году в Лондоне, решение Конгресса Международного совета обществ промышленного дизайна (ICSID) было совершенно неожиданным - Юрий Соловьев был избран вице-президентом организации.


П р о д о л ж е н и е   с л е д у е т!

Orik:
 Для Гунара Глудиньша это был год выпуска. Он выбрал спортивный мотоцикл для дипломной работы. Два года назад в «Красной звезде» был создан отдел  спортивных мотоциклов, который возглавлял конструктор, дизайнер и энтузиаст мотоспорта Валдис Клеинберг (1939-1996).

  Коллектив работала с азартом.  Мотоциклы были адаптированы к росту спортсмена, были улучшены конструктивные узлы.
 Гунар Глудиньш вспоминает, как мастер с золотыми руками Аугуст Цирулис, снимал и переделывал некачественные двигатели так, чтобы они смогли участвовать в соревнованиях. В результате, по крайней мере латвийская спортивная техника, могла конкурировать в международных соревнованиях.

 В конце 80-х годов конструктор и спортсмен Александр Смертьев, которому в работе так же помогала супруга, выиграл соревнование на спортивном мотоцикле объемом 50 см3 (дизайн Гунара Глудиньша), построенном на «Красной звезде», со скоростью 184 км в час. Быстрее были только японцы.

 За форму продукции, до Гунара Глудиньша, отвечал дизайнер Улдис Норитис и художник по керамике Бригита  Яксевица, которая на протяжении многих лет делала сувенирные вазы для нужд руководства завода.

Студент Гунар  Глудиньш имел возможность под руководством архитектора Ивара Бумбиера разработать, профессионально изготовить  и защитить свой проект - спортивный мотоцикл для шоссейно кольцевых гонок Riga-9S.

Сегодня он по праву считается одним из самых успешных примеров того времени и  образцом дизайна класса.
Окончив студию, Гунар Глудиньш стал ведущим дизайнером в «Красной звезде», начал работать преподавателем в Академии художеств и выполнять заказы на заводе VEF, с которого ушел Адольф Ирбите.

«Рига-9С» демонстрировалась на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства,  и дальше работы Глудиньша стали  часто показывать на выставках в экспозициях: «На выставках, где СССР демонстрировал свой дизайн, я всегда был впереди, хотя иногда сам замечал в нем недостатки».

Через два года он был принят в Латвийский союз художников. В Академии художеств Гунар Глудиньш работал до 2010 года, а с 1999 по 2006 год возглавлял кафедру.

Во время написания дипломной работы Гладиньш столкнулся с довольно распространенной ситуацией в дизайнерской практике, когда эстетические идеалы дизайна или графики не соответствовали требованиям заказчика.

Понятно, что спортивные мотоциклы должны иметь белый овал с черными буквами и цифрами, одновременно с разным набором цветов и комбинацией знаков. Коллеги по Академии и преподаватели Таливалдис Гаумигс и Арвид Дризулис заявили, что недостаточно получить форму с какой-то графикой.



Рига-электро, для детей.

Он был оставлен белым,  эллипсы нарисованы на обтекателе с помощью кисточки и изоленты. Такие меленькие хитрости, заменяли недоступные в те времена технологии, были значительной частью работы советского дизайнера тех лет .

П р о д о л ж е н и е   с л е д у е т!

Orik:
Благодаря успеху и способности влиться в коколлектив, улучшились условия работы нового дизайнера. В начале в здании конструкторского бюро  «Красной звезды», где уже обжились сотрудники, Глудиньшу  было предоставлено помещение площадью 6м2 на втором этаже, затем он переместился в большую комнату, где уже было место для чертежной доски. Позже  у дизайнеров появилась мастерская площадью 80 м2, со стеллажами для  моделей и оснащенная фотостудией  с белым фоном. На противоположной стороне помещения были столы для черчения. Было слабое естественное освещение, поскольку было мало  окон и  они распологались высоко от пола. К одному из окон примыкала пожарная лестница, по которой  залезали темные личности и периодически хулиганили.   От которых не было никакой жизни.

Гунарс Глудиньш участвовал в создании почти всех мопедов и мокиков. Каждая новая модель должна была обеспечивать адекватный производственный процесс и быть оснащена качественными двигателями и комплектующими.

 Никогда не было легко и само собой разумеющееся - от соответствующих органов СССР требовалось получать разрешение на покупку  комплектующих и материалов за рубежом, улучшать производственные мощности и устранять недостатки партнеров.

«Легкий  мопед на 28-дюймовых колесах - трудно создать образ, всё съедают колеса.».
 Специалисты мототехники знают, что советские двигатели не были блестящими.
 «Ковровские двигатели еще можно было использовать, а вот  наиболее часто используемые Шяуляйские «Вайрасы»- чистый ужас», - говорит Глудиньш.

 Основное внимание в СССР  уделялось военной промышленности , туда выделялось лучшее оборудование и материалы, была более развитая культура производства , поэтому продукция завода имени Дегтярева, в российском городе Коврове, была предпочтительнее, поскольку  произведенная там продукция, для гражданского использования, обычно была более качественной, чем продукция необоронных предприятий.



1989г. Кроссовый мотоцикл "Восток-125", эндуро(оборудован для многодневки)
Гунар Глудиньш, Янис Карклиньш,Александр Блументалс.Заводской образец.


П р о д о л ж е н и е  с л е д у е т!

Orik:
 8) А как вам такая зверушка?



Эти фотки уже всем известны...







Макары4:
Красиво, но у нас и свои подобные имеются

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии