Автор Тема: Моторчик Д-4 1957 года, или неожиданная находка. Процесс восстановления  (Прочитано 60618 раз)

Оффлайн Олежик

  • Мопедист
  • Сообщений: 633
  • Степень оранжевости: 564
  • В-902,16В1,ЗиФ-77,Рига-5,7,13.
    • Награды
  • Город: Донецк
8) У дядюшки Орика тоже Д4 есть, правда немного по-моложе:Судя по тому, что шестерни в сцеплении прямые и бирка с номером приклепана, скорее всего это Д4.
Год выпуска определить не удалось. На бирке М152:
Ваш скорее 1959года. С такой табличкой выпускали два года в 1958 и 1959.
В-902воды всех стран, объединяйтесь!

Оффлайн Олежик

  • Мопедист
  • Сообщений: 633
  • Степень оранжевости: 564
  • В-902,16В1,ЗиФ-77,Рига-5,7,13.
    • Награды
  • Город: Донецк

Зато латунная втулка сохранилась.
Это не втулка, а такой сальник с проточкой внутри по кругу.
В-902воды всех стран, объединяйтесь!

Оффлайн Schuravi

  • Мопедист
  • Сообщений: 8
  • Степень оранжевости: 6
    • Награды
  • Город: Владивосток
Сильвер спасибо за развернутый разбор дедушки Д-4. Сам планирую тихими зимними вечерами такой же к жизни вернуть. С Уважением Алексей.
16В,Рига-7,Верховина-3,Карпаты-2, Иж-49, Иж-56-только начало

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
Снова попытался заснять шильдик, но сильно хорошо все равно не получилось. Зато видно, что шильдик НА ЗАВОДСКИХ ОРИГИНАЛЬНЫХ ВИНТИКАХ ! :o

Похоже у этого моторчика должен быть дублирующий номер на левой половинке картера, над звездочкой.
Попробуйте его сфотографировать.

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Похоже у этого моторчика должен быть дублирующий номер на левой половинке картера, над звездочкой.
Попробуйте его сфотографировать.
Конечно есть номер ! Покажу в процессе.
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Это не втулка, а такой сальник с проточкой внутри по кругу.
Спасибо. Я знаю это, просто в спешке не смог быстро вспомнить правильное название :)
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Продолжаю..

Я не знаю, что там подливали в горючую смесь вместо масла, но толщина нагара в КШК весьма внушительна - до 1.5 мм :o

Порадовало, что коленвал родной. Хотя тоже весь в масляной саже.


Далее начал обрабатывать правую половину от сажи для того, чтоб потом на газовой конфорке выпрессовать из нее коренной подшипник ( иначе его и не достать, Дедушка об этом раньше уже рассказывал ). Почему я не сразу отправил картер на конфорку ? - Да все просто - сажа стала бы невероятно коптить ( или возгораться ) и меня выгнали бы с дому за такие действия :-X .
И тут я, впервые в своей моторной практике, решил применить акриловый растворитель ( не принципиально, просто под рукой больше ничего не было, в том числе и бензина ) для отмывания каки с мотора, а не горячую воду с моющими средствами, как я раньше делал.
Вот таким образом всё это происходило:


Почти готово. ( Здесь снова можно рассмотреть шильдик ).


Всё, основную массу нагара убрал, теперь можно и на конфорку. Выпрессовал подшипник:


А это новые подшипники для вала сцепления:

В таком виде и установил их при сборке.

Продолжил дальше отмывать картер. Попутно отодрал старую прокладку.

Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Далее занялся левой половинкой.

Кажется, на этой половинке нагар был потолще:

Её тоже на конфорку отправил ( это наиболее щадящий способ выпрессовки подшипников, да и сальниковую шайбу боялся повредить.

Выпрессовал всё без молотка:

Посадка у всех подшипников очень плотная была - это радовало.
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
В отмытую правую половинку, с помощью строительного фена и морозильной камеры ( феном грел посадочное место в картере, а подшипник тем временем охлаждался в морозилке ), легкими движениями пальцев рук ( в крагах естественно - картер-то горячей утюга ) запрессовал подшипник вала сцепления.

На том и закончился день.

Через несколько дней нашел немного времени и отмыл коленвал до стерильного состояния, купил новые коренные подшипники и, с помощью фена и морозилки, посадил их на на цапфы
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
С валом сцепления была своя история.
Во-первых, гайка внешнего диска сцепления упорно не желала отвинчиваться, да и к тому же на самой гайке шлиц под отвёртку был напрочь уничтожен :-[
Стал думать как решить проблему..

А пока думал, мне ничто не мешало напрессовать левый подшипник на вал сцепления. Всё так же - фен + морозилка( только теперь вал был в морозилке, а подшипник грелся феном примерно до 150 градусов ( больше не стал - чтоб не выгорела смазка ) ) - и подшипник двумя пальцами без молотка и прочих инструментов легко наделся на вал на своё законное место. А когда всё уже остыло - подшипник даже сьёмником трудно с вала стащить.


А позже нашлось гениальное решение, как снять шестерню сцепления с вала.
Выглядело всё это так:

Никаких хитрых съёмников, просто большие тиски и маленькая струбцина :) . А теперь по порядку:
- нашёл болтик М8 нужной длины с круглой шляпкой и вставил его вместо стандартного толкателя сцепления внутрь вала;
- зажал вал с шестерней в тиски так, чтоб болтик упёрся в углубление в губках тисков, а внешний диск сцепления был зажат меньше, чем наполовину( чтоб не упереться в губки тисков ножками столика сцепления );
- естественно, диск после умеренной затяжки тисков выжался криво, а чтоб всё стало ровненько - прижал его с верхней части маленькой струбциной к столику сцепления.
Всё это позволило высунуться гайке внешнего диска наружу на пару миллиметров, а дальше уже упомянутыми( в другой теме ) маленькими пассатижами получилось обхватить гайку за края и, само собой, с небольшими усилиями открутить :D
Может кому-то такой способ не понравится и вызовет бурю возмущений и т.д., НО в моём случае это оказался самый верный и единственный способ разобрать сцепление.

Ну, а дальше - "дело техники":

Благодаря достаточной толщине диска, его не согнуло и не покривило.
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 2534
  • Степень оранжевости: 1503
  • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Месте с Вами радуюсь, когда вижу, как из под слоя грязи вылезает глазу мопедиста приятные контуры картера и коленвала.
Такую сажу в картере тоже видел, когда разбирал свой Д-4. Явно в бензин лили отработку, при том, мерили уже не от ладони, а от локти  :-X

http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=834.msg23614#msg23614

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Дальше достал левую половинку картера. Для очистки.


Вымыл с внешней стороны:

Вымыл с внутренней стороны:

Выпрессовал латунную шайбу и подшипник звездочки. Потёртости от широкой цепи теперь видны во всей красе:



А теперь фото специально для SOKа - да, на левой половинке есть дублирующий серийный номер, и он совпадает с тем, что на шильдике "11732" 8)
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
Месте с Вами радуюсь, когда вижу, как из под слоя грязи вылезает глазу мопедиста приятные контуры картера и коленвала.
Такую сажу в картере тоже видел, когда разбирал свой Д-4. Явно в бензин лили отработку, при том, мерили уже не от ладони, а от локти  :-X
Мне тоже безумно нравится восстановление всяких раритетных и старинных механизмов и моторов в частности. Ранние Д4 - моя вторая страсть, после Явы-05 конечно :))
Может и отработку лили, тут уж я не в курсе.. :-[
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М

Оффлайн SOK

  • Мопедист
  • Сообщений: 437
  • Степень оранжевости: 357
    • Награды
  • Город: Владимир
А на коленвале клеймо и номер есть?

Оффлайн Сильвер

  • Мопедист
  • Сообщений: 1287
  • Степень оранжевости: 1437
  • Награды За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Днепропетровск
А на коленвале клеймо и номер есть?
К сожалению, не обратил внимания.. А посмотреть теперь уже никакой возможности нет..
Владею: Стелла-2.134, Вятка В-150М