WagnerLand.ru

Двухколесное => Про "Д" 4/5/6/8 => Тема начата: SOK от Ноябрь 06, 2012, 17:11:22

Название: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Ноябрь 06, 2012, 17:11:22
Решил я перебрать труп Д-5.
На картере имеется вылом, как сказали, для установки тракторного магнето. Какой-то уж очень не культурный вылом для магнето, как будь-то, молотком отбили часть картера. Но факт есть факт, на двигателе стоял коленвал от Д-6 и ни с чем, кроме тракторного магнето, этот двигатель работать не мог.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-52.jpg)

В общем, пользуясь случаем, решил попробовать прилепить к этому двигателю велосипедный генератор Г412, чтобы сделать независимый от зажигания и скорости мотовелосипеда свет.

Процесс, как обычно, обещает быть очень долгим. И неизвестно, что получится в итоге, или ничего не получится.
Пока только располовинил двигатель.
Основная проблема – в отсутствии коленчатого вала. Буду собирать один из двух. :(
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Ноябрь 06, 2012, 18:36:02
Дешка окислена как лом. Неуж то получилось выкрутить винты? Фотку желательно бы.
Чем будешь убирать такой слой окисла? И не прогнил ли картер насквозь?
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Ноябрь 06, 2012, 19:45:50
Да, окислено прилично, но в принципе ничего страшного.
Около месяца это лежало у меня на балконе замоченное в WD-40.
Открутились все винты кроме одного. И то, он не откручивался из-за большой шляпки, которая расклинилась в картере.
Шляпку высверлил, остаток винта потом спокойно открутился пассатижами.
А вот располовинивалось очень трудно.
Сейчас картер в процессе очистки от окислов. Чищу металлическими «зубными» щетками.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-53.jpg)

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-54.jpg)

Очень удивился, увидев вот эту потертость картера.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-55.jpg)

Видимо в этом месте плотно прилегал щиток цепи велопривода. Интересно, сколько нужно было ездить, чтобы так проточить картер. :)
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Ноябрь 06, 2012, 22:13:37
Быстро снять окисел с корпуса можно поварив картер в растворе питьевой соды. Если ещё и тереть его щёткой, то очищается даже самый задубелый налёт.
С выломом отсека сцепления можно бороться просто заменив правую половинку картера. Но если название дешки пропечатано, то замена на картер от более поздних моделей "Д" создаёт диссонанс...
Ещё вариант - купить припой HST-2000 и запаять, паяет очень крепко. Правда припой доступен в крупных городах.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: kales57 от Ноябрь 06, 2012, 22:20:40
У-у-у!Да у меня по сравнению с Вашим,новый мотор!Половинку менять нежелательно!Перекос гнёзд под коренные подшипники,скорее всего не даст сцентровать коленвал,он в лучшем случае будет заедать,а в худшем и вовсе зажмёт.Но иногда прокатывало,везло!
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Ноябрь 10, 2012, 14:22:04
Почему нет коленвала? Он же на фото есть!
Колено нужно отмыть, а затем подвергнуть гальванической реставрации - разобрать, удалить бронзовую вставку из ВГШ, подшипник НГШ, и погрузить детали в раствор хлорида железа II, подключив к ним "-", а к железным гвоздям пятёрка например, "+" от зарядного устройства АКБ.
Ржавчина при малом значении тока - 100мА не выше на дм2 исчезнет, и детали станут как новые! Гальваника позволяет с разъеденными металлическими деталями провести "хронореверс", буквально обратив процесс коррозии вспять! Чем ближе ток к тому, что был при коррозии, тем восстановление металлического предмета точнее! Дальше замена НГШ и втулки ВГШ, сборка и центровка колена.
Если интересно, могу расписать гальвановосстановление ржавых деталей в мельчайших подробностях. Как изготовить реактив, какая должна быть температура и концентрация, как выбрать катод и т. д.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Ноябрь 10, 2012, 14:37:43
Было бы очень интересно!
Причем это достойно отдельной темы, с примерами, фотографиями!
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: kales57 от Ноябрь 18, 2012, 13:53:28
А, если сильно поедено коррозией?Язвы такие,на треть толщины металла?Они же не восстановятся гальваникой.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Ноябрь 18, 2012, 15:15:58
Тогда только менять. Хотя нужно смотреть, какие раковины. Если неглубокие, и в неответственных местах, то можно и попытаться восстановить.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Январь 05, 2013, 02:49:37
      Идея установки Г-412 на «Д» пришла SOK’у неожиданно. Примерил динамку к двигателю, вроде бы подходит. И сразу тему создавать.
Очень опрометчиво.

      Наверно каждый в детстве пробовал сделать из моторчика от игрушки ветрогенератор. И скорее всего большинство постигла неудача. А почему? И генератор (моторчик) есть, и лопасти, и ветер. А подключенная лампочка не светит.  :( Да-а, всё дело в отсутствии расчетной базы.

      Задним числом SOK подготовил обосновывающие расчеты по установке Г-412 на Д-5.


      Примем исходные данные для расчета.
      - длина окружности колеса: L=2100 мм.
      - длина окружности динамки: l= 63 мм.

      Расчет для штатного места крепления динамки.
      При скорости велосипеда 40 км/ч колесо будет вращаться со скоростью 40 000 000/2100= 19047 об/час, или 317 об/мин.
      Передаточное отношение от колеса к валу динамки 2100/63=33,33 , т.е. вал динамки при скорости мотовелосипеда 40 км/час будет вращаться со скоростью 10560 об/мин.

      Видно, что длину окружности колеса можно из расчета исключить. Частота вращения вала динамки зависит только от скорости и диаметра колесика на валу динамки. По сути, велосипедное колесо – аналог большой паразитной шестерни. Если его убрать, то можно представить что колёсико динамки катится по земле.

      Расчет для крепления динамки к двигателю.
      Здесь всё просто. При 40 км/ч двигатель будет вращаться со скоростью 317*4,1*4,1=5328 об/мин. С этой же скоростью будет вращаться вал динамки.

      Получается, что условия работы динамки установленной на двигателе при скорости мотовелосипеда 40 км/ч будут соответствовать 20 км/ч при езде на велосипеде со штатно установленной динамкой.
      По паспорту, генератор развивает номинальную мощность (2,5 Вт; 6 В) при 12 км/ч.
      20 км/ч вполне реальная для велосипеда скорость, а значит, есть надежда, что ротор генератора не разлетится на куски от чрезмерной частоты вращения при подключении динамки к двигателю, а мощности будет достаточно для 1-2 лампочек (ну или светодиодов).

      В общем, с расчетами повезло, всё сходится. Но в следующий раз надо быть осторожнее.

      За прошедший месяц восстановление Д-5 практически не продвинулось.
Дочистил картер.
Ну там резьбы, шпильки всякие.
Удалось даже выкрутить обломок винта крепления крышки магнето.

(http://www.wagnerland.ru/gallery/43_05_01_13_2_42_12.jpeg)

На случай неудачи при практических испытаниях, для обычного использования Д-5 выточил вот такую заготовку для заделки вылома в картере.

(http://www.wagnerland.ru/gallery/43_05_01_13_2_42_35.jpeg)

Собственно и всё.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Январь 26, 2013, 00:14:09
Собрал подопытный Д-5, за исключением карбюратора и магнето.

(http://www.wagnerland.ru/gallery/43_26_01_13_12_06_36.jpeg)

Можно «прикручивать» генератор.

(http://www.wagnerland.ru/gallery/43_26_01_13_12_07_01.jpeg)

Предварительная примерка генератора к двигателю показала, что явно будут проблемы с рычагом выключения сцепления – под него и трос с пружиной остается маловато места. И к регулировочному винту будет не подлезть. :(
Будем думать. ::)
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Vinsent от Январь 26, 2013, 00:49:54
У вашего мотора уже есть вырез в картере. Можно его не заделывать, а на это место поставить генератор. Или магнето переделанное в него.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Январь 26, 2013, 07:30:38
Из всех источников на мотовелосипеде это двигатель Д5 и динамка.
С динамкой постоянно жужжать-шуршать чего-то не очень хочется.
Да еще и личные фобии: в детстве одна такая у меня открутилась, соскочила с шины и под действием пружины попала в спицы. Правда всё обошлось парой поломанных спиц, но осадочек остался.

Идея изначально и задумывалась для того, чтобы установить динамку на двигатель и использовать её исключительно для освещения.
Все детали для сборки штатного магнето Д-5 для зажигания у меня есть.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Январь 26, 2013, 09:43:52
Отличная работа! Коленвал был заменён? Динамку действительно, "пристроить" на моторе будет непросто. Моторчик запускал?
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: kales57 от Январь 27, 2013, 22:33:16
Красота!По сравнению с начальными фото.Чем картер отмывал?И нет ли случаем лишнего прерывателя Д5?
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Январь 28, 2013, 23:57:06
По поводу запуска двигателя: описываю всё в реальном времени, т.е. сейчас двигатель именно в таком состоянии, без карбюратора и зажигания. И даже когда всё соберу, зимой всё равно никуда не поеду.

Про коленвал стыдно рассказывать. Если моторчик когда-нибудь заведется, тогда расскажу.

Олег, двигатель чистил чисто механическим путем, мелкой шкуркой, металлическими щетками, потом всё с усердием мыл губкой для мытья посуды, той стороной которая жесткая.
А лишнего прерывателя к сожалению нет. :(
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: kales57 от Январь 29, 2013, 21:44:44
Жаль,жаль.Мне в последнее время химия для моторов злая попадается.Очищает хорошо,но тускнеет аллюминий,серым делается.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Январь 30, 2013, 08:25:51
SOK, успеха в восстановлении! Пока процесс очень достойный.
Что с коленвалом? Не смог очистить от ржи? Так-то он на первом фото вполне себе живой. Делай расспрессовку, свари из уголка станину, возьми обыкновенный гидравлический домкрат, и коленвалы от дешек распрессуешь на раз! Дальше - крацовку на дрель или дремель, и вычищаешь ржу с блинов и шатуна. Подшипник НГШ довольно редкий, но возможно, у тебя он выжил - посмотри, не съела ли ржа дорожки и ролики подшипника. Если нет - очисть от грязи и проверь люфт. НГШ можно восстановить при большом люфте, подобрав свёрла из вязкого металла подходящего диаметра. Из их хвостовиков нарезаешь ролики, и люфт устранён. Довольно неплохо получается, у меня уже год ходит восстановленный подобным образом НГШ от Д4.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Апрель 09, 2013, 23:20:15
Долго, очень долго  :) думал, как закрепить шестерню на валу генератора.
Особенность крепления штатного валика в том, что при вращении от колеса на него действуют силы, откручивающие его в сторону контргайки. Узел сам затягивается.

В конце-концов нашел вот такую пробку.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-66.jpg)

Просверлил отверстие, нарезал резьбу. Обточил, напрессовал шестерню, немного расклепал пробку внутри. Думаю, шестерня не отвалится.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-67.jpg)

В качестве контргайки будет интересная спецштука. Толи винт, толи гайка. Когда-то купил по случаю пару штук для использования в качестве бобышки при ремонте тросиков.
Достаточно просверлить сквозное радиальное отверстие для тросика. Снизу затягиваем винтом и всё.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-68.jpg)

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-64.jpg)

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-65.jpg)

Диаметр идеально подходит.
 
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Апрель 14, 2013, 00:38:03
Примерил генератор к двигателю.
Что сказать? Поставить можно, но запаса между рычагом выключения сцепления и генератором практически нет. И это при условии сдвига генератора вплотную к цилиндру.

Сделал макет крепления генератора.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-72.jpg)


Примерно так будет стоять генератор.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-71.jpg)

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/i-70.jpg)

Нужно воплощать крепление в металле.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Апрель 14, 2013, 07:06:35
Рацпредложение.
Раз "солдатик" и "лапка" выжима сцепы мешают, то почему бы их не заменить?
Можно сделать самодельную крышку ведущей звёздочки, с упорами для сцепления. Тогда "солдатик" не нужен, и "лапка", куда вкручивается болт регулировки длины тросика сцепы - тоже.
Была где-то на форуме картинка, с иной конструкцией крышки и узла привода сцепления.
Конструкция такая:
В стальной самодельной крышке сцепления напротив отверстия в вале, куда вставлен шток выжима сцепления, просверлено отверстие. По диаметру точно соответствующее самодельному штоку выжима сцепы. Шток самодельный, удлинённый, так, чтобы его кончик выступал над крышкой миллиметров на пять-шесть. К крышке прикреплён рычажок, так, что нажав на его верхний конец, утапливаем шток.
Сама самодельная крышка сцепы вверху, напротив места, где из штатной "торчит солдатик", имеет выступ с центральным пропилом. В него заводится жила тросика, и упирается оболочка тросика.
Конец жилы закрепляется на рычажке. Для регулировки узла нужна новая ручка, с возможностью подрегулировать длину выступающей жилы.

В результате место под динамку освободится.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: omich от Апрель 14, 2013, 11:56:29
Идея интересная, но вот 6 вольт 2,5 Вт это слишком маленькая "овчинка для такой выделки".
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Апрель 14, 2013, 12:23:56
Идея интересная, но вот 6 вольт 2,5 Вт это слишком маленькая "овчинка для такой выделки".
Выглядит динамка очень даже неплохо.
Ничто не мешает улучшить параметры. Заменив, к примеру, магнит внутри динамки на неодимовый х5 к мощности ;-)
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Olo от Апрель 14, 2013, 15:40:08
Гальваника позволяет с разъеденными металлическими деталями провести "хронореверс", буквально обратив процесс коррозии вспять!
"Хронореверс"? Машину времени? Может Хромореверс? ))))))))))))))))))
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Апрель 14, 2013, 17:28:05
"Хронореверс"? Машину времени? Может Хромореверс? ))))))))))))))))))

Именно "хронореверс"! Практически "регенератор" из одного фантастического романа, где изобрели аппарат, способный "прокрутить назад" время для помещённого в его бокс предмета. Так в этом рассказе реставрировали старые, имеющие историческую ценность, предметы. Те же разбитые граммафонные пластинки.

В случае с гальваникой я видел фильм, как восстанавливают старые. сильно корродировавшие серебрянные и медные монеты. Но времени это занимает много - для точного восстановления нужно от нескольких месяцев до года и более.

Я испытывал этот метод на заржавевших железных предметах. Получилось. Следы коррозии становились малозаметными. Продукты коррозии исчезали, деталь становилась блестящей.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Oleg187 от Апрель 14, 2013, 23:36:57
можеж нарушить концепцию и установить цепную звездочку и привод от цепи ,а генератор на раму ?
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Апрель 14, 2013, 23:53:47
Идея интересная, но вот 6 вольт 2,5 Вт это слишком маленькая "овчинка для такой выделки".

Немного конечно, но для фары и заднего габарита должно хватить.
По поводу сложности, если бы не подвернулся Д-5 с таким выломом, специально двигатель пилить бы не стал. А так интересно, будет работать вообще или нет.
Народное творчество. :)

можеж нарушить концепцию и установить цепную звездочку и привод от цепи ,а генератор на раму ?

Идея неплохая. Но есть одно но. На 1 странице приведены расчеты оборотов генератора. Если сделать привод от цепи, то генератор будет вращаться в 4,1 раза медленнее. По моим расчетам это примерно как ехать на велосипеде с динамкой со скоростью 5 км/ч. А для номинальной мощности нужно 12 км/ч.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Orik от Апрель 15, 2013, 00:03:52
 8) У меня на Риге 11 свет брался с тракторного магнето(контакты были сняты), привод на шкивах с помощью пасика. Место в аккурат перед задним щитком.... Стояла фара от Риги 12.... Света хватало!  :)
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Oleg187 от Апрель 15, 2013, 07:55:36
досталась мне такая динамка в грязноржавомзакисшем состоянии ,разобрал отчистил расшевелил - смотрю намотанно проводом 0.3 пол катушки ну и перемотол ее 0.35 до заполнения ну и провел сразу "тестовые испытания " одел на ролик кусок шланга и к эл.наждаку притулил (наждак из мотора от стиралки 180 ВТ ,а вот скорость не помню 1000 кажись и Ф круга 200 мм) вообщем выдал он мне 11.5 В без нагрузки ,а на велике я его так и не испытал - крепления нормального нет чтоб  к колесу прижать ,есть мысль перемотать его под светодиод и установить на привод от цепи
 
сразу вопрос мощность у таких эл.машин от чего зависит?
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Бывалый от Апрель 15, 2013, 12:06:56
сразу вопрос мощность у таких эл.машин от чего зависит?

От объёма магнитопровода ротора и статора в первую очередь. Фактически - это три четверти от емкости данной динамки. Также важна магнитная проницаемость магнитопроводов ротора и статора.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Апрель 17, 2013, 00:06:34
До электрики еще далеко. Пока механика.

Воплотил крепление генератора в металле.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/h-77.jpg)

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/h-76.jpg)

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/h-75.jpg)

Встал более-менее нормально. Между рычагом и генератором зазор, как и ожидал, чуть больше 1 мм.

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/h-74.jpg)

Стойку регулировочного винта троса сцепления заменил на более низкую от Д-4 (на фото - слева).

(http://content.foto.mail.ru/mail/sokolov.76/51/h-73.jpg)

Остается собрать зажигание, установить крышку сцепления и можно пробовать.
Когда – не знаю.

Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Vinsent от Апрель 17, 2013, 00:18:06
В динамке втулочки не помрут? Крепление должно быть жестким иначе сорвет, да и гул появится. SOK не в обиду будет сказано, а почему именно динамка? У Григория на Керосине такой генератор был - прелесть!
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: SOK от Апрель 17, 2013, 00:34:23
Про надежность крепления, шум и т.п. всё прекрасно понимаю. Для испытаний, скорее всего, пойдет.
Нагрузка на втулки, по моему, будет не больше чем при работе с колесом.
Динамка изначально покупалась для штанной установки на мотовелосипед. Предполагаю, что так и будет.
Просто подвернулся Д-5 … Я же уже писал "Народное творчество".
А вообще идею нужно развивать дальше.
Ведь внешне очень похоже на электростартер?
Прямозубые шестерни от Д-4. А там и до мощного генератора для подзарядки аккумулятора недалеко.
Мне, правда, это не по силам, да и не требуется.
На мотовелосипедах 60-х этого не было. :)

Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Vinsent от Апрель 17, 2013, 08:25:28
Со стартером хорошая мысль, можно сделать.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: linil от Апрель 17, 2013, 09:02:48
Стартер надо маховичный инерционный.
Стартер самолёта АН-2 весит 1,2 кг. Меньше, чем у легковушки.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Vinsent от Апрель 17, 2013, 19:26:21
Ну Линил пошутил, а маховик сколько весит?
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: linil от Апрель 17, 2013, 20:11:39
(http://www.reaa.ru/yabbfilesA/Attachments/P1000642.JPG)

Вот он. Масштаб не очень сравнивать, но размером с дешку. РИМ-24 УИР. Заводит 1000л.с.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: linil от Апрель 18, 2013, 06:34:17
На машину проще снять с какой-нибудь япошки. На прошлом ниссане стартер был с моторчик печки.
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Orik от Апрель 19, 2013, 17:00:07
 8) Нашел интересную фотку то теме:

(http://www.mopedist.ru/images/users/photos/medium/679540e3382c61016d4e96e247505883.jpg)

Одна динамка не актуально! Две - уже сила!  :))  :))
Название: Re: Подпрограммы SOKа: Г412 на "Д"
Отправлено: Frostu от Апрель 19, 2013, 17:55:25
Бедный мотор :
Скрытый текст
8) Нашел интересную фотку то теме:

(http://www.mopedist.ru/images/users/photos/medium/679540e3382c61016d4e96e247505883.jpg)

Одна динамка не актуально! Две - уже сила!  :))  :))