Двухколесное > Про "Д" 4/5/6/8

Сузучье электронное зажигание на дэшку.

(1/10) > >>

Абрис:
В одной хорошей песне есть такие слова: "Не тащи с собою день вчерашний в рюкзаке..."
Вот и я не собирался перетаскивать на Вагнерленд с дырчика свои темы (а у меня-то их и было всего две).
Но, вот, человек интересуется, надо ответить развернуто.

В общем Абрис достает из старого пыльного сундука тему про сузучье зажигание на дэшку.
Между прочим, это мой первый коммерческий проект. Выросту по-старше, тоже стану дедушкой. 8)
А пока, конечно, есть над чем поработать.  :-\
Кстати, владелец этой Крохи присутствует тут среди нас.

Сборка самодельного электронного зажигания для легендарного советского веломоторчика – увлекательнейшее занятие.
Кроме улучшения эксплуатационных характеристик мотора не менее ценно моральное удовлетворение и гордость за совершение маленькой технической революции.
По себе знаю  – сначала с огромным интересом проштудировал все, что было написано на Кичрыде про электронное зажигание для Дэшки, а затем собрал и предложил на суд уважаемой публики "Простое электронное зажигание на Д с диодным мостом":
http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=406.0

Однако, настолько ли оно простое, как заявлено? Для радиолюбителя и мопедиста в одном лице – проще пареной репы. Всего-то и делов – перемотать подкову, собрать простейшую схемку, подобрать резисторы делителя, да пропилить новый паз в магните.

Вот только по моей статистике количество тех кто спрашивал совета в теме, в личке и по телефону явно меньше тех кто отписался о положительных результатах.

Вообще, в продаже есть китайские бобины со встроенным коммутатором – копии сузучьих. Внутри них схемы наподобие СЛХ, то есть они работают от зарядной катушки без датчика.

При покупке надо спрашивать бобину для японского скутера Сузуки Адресс или Сузкуи Сепия.
Выглядит она так:





Чаще всего на прилавках лежат китайские аналоги.

Казалось бы – просто подключи к высоковольтной обмотке подковы или уж на крайний случай перемотай обмотку подковы, отрегулируй правильно опережение поворотом магнита и будет тебе счастье.
Однако, не все так просто. Помните про регулировку резисторов в делителе?  Созданные для генераторов совершенно другого типа, эти бобины просто так "на дурачка" с дэшкой работать не будут.
Мотор заводится, четко работает на холостых, но с увеличением оборотов опережение зажигания уходит в позднее – в итоге мотор нормально работать не может - не хочет "раскручиваться", греется и плюется несгоревшей топливной смесью.

Вначале я отступился, но идея использовать готовый блок зажигания засела в мозгу ржавым гвоздем. А ведь тут все просто –  достаточно было внимательно посмотреть на схему и подумать.
Чтобы иметь возможность регулировать порог открытия тиристора достаточно повесить снаружи резистор, а чтобы он понижал только управляющее напряжение и не влиял на заряжающую конденсатор полуволну последовательно с ним включить диод.

Вуаля!



 По всей видимости, в данном модуле зажигания установлен тиристор с микротоковым управлением. Подбором резистора (получилось 6 Ом) удалось настроить зажигание при СТАНДАРТНОМ положении магнита, как у контактного зажигания. Пилить новый шпоночный паз, переворачивать магнит или двигать подкову не надо!

Испытания проводил в начале лета 2012г. на Крохе с Д-8 и перемотанной  подковой.
Мопед заводится и едет не хуже, чем с контактным зажиганием. Правда и не сказать, что лучше. Неонка, которую я использовал вместо стробоскопа, показывает наличие  АУОЗа в небольших пределах в правильном направлении. Проволочный переменный резистор позволяет регулировать опережение на ходу в больших пределах. Впрочем, для стандартного нефорсированного мотора оптимальным на всех режимах оказалось 3 мм до ВМТ (на холостых оборотах автоматически получается примерно 2мм до ВМТ).

Из минусов могу отметить только не очень мощную искру. Узкоглазые явно сэкономили на меди и трансформаторном железе – модуль зажигания слишком маленький и легкий.
Для мощного скутерного генератора это не принципиально, а вот на дэшке, если собирать схему самому и использовать хорошую бобину (да хоть туже ТЛМ-ку) искра получается лучше.
 

Подкову перематывал проводом диаметром 0,18 мм внавал до заполнения по стандартным щечкам. Витки не считал, межслойную изоляцию не прокладывал. Для дополнительной защиты обмотки, намотал поверх нее толстую нитку и пропитал обычной заборной краской.
Провод тоньше 0,14 мм использовать не стоит. При работе подкова довольно сильно шунтируется по управляющей полуволне и не известно сможет ли она отдавать достаточный ток. Опять-таки излишняя индуктивность катушки (когда витков слишком много) нежелательна, да и порвать такой тонкий провод при намотке легче легкого.
Можно использовать провод диаметром 0,2 – 0,25 мм, но придется изготовить щечки увеличенного размера, чтобы уместилось достаточное количество витков.

Испытывал и стандартную неперемотанную  высоковольтную обмотку Д-6.
К сожалению, она не выдерживает сильного шунтирования резистором – настроить зажигание на стандартное "контактное" положение магнита не удалось.

Две миниатюрные деталюшки можно разместить с отсеке зажигания, в жгуте провода или просто распаять на клеммах модуля. Если захотите иметь регулируемое опережение зажигания, то желательно параллельно и последовательно с переменным резистором включить по одному постоянному. Такое включение растягивает шкалу – настройка будет менее острой и без положений, при которых двигатель совсем глохнет.

Я использовал проволочный резистор сопротивлением 5,5 Ом – регулятор подсветки приборов Тазов.



Он крупный, не боится вибраций. Можно использовать проволочные  переменники серий ППБ или другие подходящие. Постоянные резисторы я взял по 5 Ом  1 ВТ каждый.

В качестве стробоскопа, я использую неоновую лампочку ТН-02:



Припаиваем к контактам лампочки по проводку. Один наматываем прямо поверх высоковольтного провода идущего на свечку (10-15 витков), другой на массу.
Неонка вспыхивает очень тускло - метку видно только в темноте.

Настройка:
1)   Двигатель должен быть абсолютно исправен, стабильно заводится и хорошо бегать с контактным зажиганием. Если двигатель только что с переборки, не поленитесь сначала собрать его в "классическом варианте". Контактная группа должна быть не перекошенной, не изношенной до предела и не проржавевшей насквозь. Регулируем опережение и зазор в контактах. Заводим, катаемся  в разных режимах, так сказать снимаем стандартные характеристики,  Это наша отправная точка, чтобы точно понимать, что мы имели и что получили.
   
2)   Сначала подключаем модуль зажигания к перемотанной подкове вообще без дополнительных деталей и проверяем есть ли искра. Она должна быть достаточно уверенной уже с небольших оборотов, а при интенсивном проворачивании коленвала должна пробивать 5 – 8 мм на воздухе.

3)   Подключаем диод и проволочный переменник заведомо большего сопротивления (47 -100 Ом). Не перепутайте полярность диода!





4)   Смотрим стробоскопом или неонкой где метка, постепенно уменьшая сопротивление резистора выводим ее в 3 – 3,5 мм до ВМТ.

5)   Если метка, с уменьшением сопротивления, наоборот приближается к НМТ – меняем между собой выводы обмотки подковы, а если вывод только один, то меняем полярность включения диода и самого модуля зажигания.

6)   Заводим, смотрим где метка на холостых, средних и максимальных оборотах. При необходимости подстраиваем. Пробуем прокатится.

7)   Выпаиваем резистор, меряем его сопротивление. Собираем регулятор из переменного резистора и двух постоянных – один параллельно с переменным, а второй последовательно с ними. В сумме долен получится искомый номинал с регулировкой +/- 50%



8)   Смотрим неонкой метку, регулируем, заводим, снова смотрим метку на разных оборотах, проверяем, как действует на нее регулятор, катаемся в разных режимах, пробуем разное положение регулятора.

9)   По желанию либо рисуем шкалу на регуляторе, либо, отметив наилучший режим, выпаиваем регулятор и замерив его сопротивление впаиваем постоянный резистор нужного номинала. Возможно, чтобы точно подобрать нужное сопротивление придется включить несколько резисторов параллельно – последовательно.





Вот так выглядит нужная сузучья катушка:


Взято из фотоальбома Дмитрия 67 на яндекс фотках.

Просто выбираем, чтобы выглядела точь в точь так же - маленькая, закругленная с одной стороны, с двумя клеммами-отцами. :-\

kales57:
Отлично,что Вы её восстановили,я так её искал тогда(Вы дали ссылку на Олдмопед).

janisis:
ochen prostoi variant mozhet naiti mesto na retromopede, interestno kak povtoraemost?

Абрис:
Повторяемость должна быть хорошая, лишь бы начинка этих китайских модулей была одинакова.
А вот за это-то я ручаться и не могу... 

А вообще, ни за что не поверю, что только я один до такого додумался. Особенно, учитывая серьезный мопедный спорт в прибалтике. Идея - то просто под ногами валялась.

Мое ИМХО - большего дэшке и не надо.
Аргументы?
 
Система зажигания без отдельного датчика управления, конечно, примитивна.  Однако же ее хватает японскому скутеру, обладающему и весьма неплохой динамикой и эластичностью двигателя и запредельными для дэшки оборотами.
Ремонтировал Сепию, так что не по наслышке знаю. Даже, будучи прилично потрепанной жизнью в России, Сузучка давала фору более свежей Хонде Дио с "полноценной" системой зажигания.

Так что ищем резервы форсировки в чем-то другом, а система зажигания должна быть просто надежной.

 

Squish:
Так получилось крутить вот такую схему на стенде. Так и несмог настроить чтобы момент зажигания, чтобы от 4000 до 9000 об./мин. незапаздывал. Совершенно непонятно как вам получаетсья.
У нас такие подковы горят. Это от КД моторов. Оригинальные блоки от КД нормально держит момент зажигания (неизменное опережение), а самому никак неудаётсья повторить эти результаты.
Эта схема очень нагружает. Буду делать другие с большим опережением и меньшим потреблением.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии