Автор Тема: Д8 - модификации, различия. года выпуска  (Прочитано 4864 раз)

Оффлайн slon

  • Мопедист
  • Сообщений: 114
  • Степень оранжевости: 72
    • Награды
  • Город: Рига
  • +0
  • -0
  • Коллеги, к сожалению до сих пор не скаладывается чёткая картина того, что обозначено в названии темы.

    Были подобные обсуждения на Дырчике, но так и не довели их до логического финала.
    Предлагаю здесь пор-возможности попробовать подсобрать данные.

    Для затравки вот то, что было выложено на Дырчике без правок, оригинальной орфографией, и с небольшими пропусками несущественного:

    "Д8 - без букв шел как раз без внешней бобины. Остальные с внешней.
    Кстати, заметили , что у М, Р, К контрольный расход чуть меньше? Интересно, за счет чего? Може фазы например чуть изменили или голову поджали? Тогда непоятно почему на мощности не отразилось...
    А Д8Р и Д8К это походу военные засекреченные разработки … , живьем их никто не видел.
    Двигатель Д8Э разрабатывался для мотовелосипедов и легких мопедов, которые планировалось экспортировать в страны "третьего мира", где у нашей техники был рынок сбыта! Отсюда и литера в модели двигателя!
    Сколько было витков на подкове в обеих обмотках? Учтите, что подкова Д8 не имела высоковольтной обмотки - были только две обмотки - одна для питания внешней бобины зажигания, вторая - питала освещение. Сколько было витков в первой и второй обмотках?
    У меню Д8, Д8Э, Д8М. На Д8 коленвал как на Д6(10 мм) и выносная катушка ТЛМ-3, а также имеется сливной винт как на Д6. Д8Э, Д8М также выносная катушка ТЛМ-3, посадочное место под ротор(магнит) больше (12мм) и нет сливного винта.
    В г. Коломну в 1988 году было поставлено несколько Риг-13 с Д8 БЕЗ внешней бобины. Вопрос: какая модификация Д8 выпускалась в эти годы с учётом того что внешняя бобина отсутствовала. Скажу более. Предполагаю, что в те годы Д8 без внешней бобины был массовее. В период 1987-1991 год в г. Рязань, Коломна, Светлогорск Калининградской обл. из примерно сотни виденных Д8 НИ НА ОДНОМ не было внешней бобины. Что бы это значило?"

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #1 : Ноябрь 20, 2022, 16:05:49 »
  • +0
  • -0
  • От себя -
     Д8 начало выпуска 1982-й. Реально начало производства 1983. Выпускали до 1990. Причём период выпуска, совпадающий с Д8 (1989-1990) это сборка из задела, кратно меньше, чем до 89. Всего собрали чуть более 890 тыс.
     Д8Э начало выпуска 1989. Выпускали до 1993. Всего сделали около 545 тыс.
    Затем пошёл Д8М. Начало выпуска 1994. Производство до 2003. годовой объём на порядок меньше, чем в советские времена.Всего - 26 тыс.

    Согласно данным КО никаких Д8К и Д8Р в отчётах не фигурирует.


    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #2 : Ноябрь 20, 2022, 16:11:14 »
  • +0
  • -0
  • Согласно вкладышу в заводское руководство по эксплуатации. Модификация Д8М - это "...в связи с усовершенствованием карбюратора"

    Д8Э - к "Экспорту", как товарищ на дырчике предположил, отношения не имеет.

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #3 : Ноябрь 20, 2022, 16:59:20 »
  • +0
  • -0
  • Д8Э это модификация с Электронным зажиганием.

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #4 : Ноябрь 20, 2022, 17:02:34 »
  • +0
  • -0
  • Скорее вариант с диодной подковой
    Здесь был Orik

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1218
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #5 : Ноябрь 20, 2022, 18:10:43 »
  • +0
  • -0
  •  
    Скорее вариант с диодной подковой
    Диод - это электроника...даже полупроводник.
    А серьёзно, с внешней ТЛМ-3.
    « Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2022, 18:13:56 от stoneracer »
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #6 : Ноябрь 20, 2022, 18:54:10 »
  • +0
  • -0
  • Поясняю - я даю данные из документов Ко. Там бква"Э" расшифровывается как модификация с "Э"- лектронным зажиганием. Просто так указывает завод, а что под этим можно понимать не относиться к этому.
    Далее по переходу на 12 вольт. Пока не вижу чёткой датировки. в заводской инструкции "Рига-1.413"1985 года, подписанной в печать 30 октября 1984 года, уже фигурирует лампа 12 в. Каталог деталей "1.413" подписанный к печати 4 мая 1983 года декларирует лампу 6 вольт. То есть, если учитывать факт начала серийного производства Д8 с 1 января 1983 года, то пока имеем рамки перехода с 6 на 12 в период с мая 83 по октябрь 1984 года. Если, конечно, не брать во внимание "желаемое и действительное"... Могли продекларировать, запланировать пропечатать, но внедрить гораздо позже...

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1218
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #7 : Ноябрь 20, 2022, 19:02:35 »
  • +0
  • -0
  • 12 или 6 вольт очень условно, на старых Дешках лампочка 4,3В от фонарика в фаре стояла, а на диодной подкове в режиме "тапок в пол" и до 40-ка доходило.
    Но, на Эшках всегда напряжение было выше и ПОСТОЯННОЕ, опять же условно.
    Короче, не читайте советских инструкций перед обедом (с)
    « Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2022, 19:12:43 от stoneracer »
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #8 : Ноябрь 20, 2022, 19:31:14 »
  • +0
  • -0
  • При всём уважении не могу согласиться, любой проект имеет ТЗ, по нему идёт проектирование и потом выпуск. Инструкция это всего лишь один из множества других документов. Она отражает то, что получается в итоге, и что важно имеет датировки. С Д-моторами есть некий нюанс - они могли быть установлены не только в мопеды, но и на велосипеды, там фары могут и не быть вообще.
     Я сейчас потихоньку разбираюсь только с "Рига-13", там тоже есть заводские документы, протоколы испытаний и пр. Вот, чтобы свести воедино документы КО, СЗ и реальные "железки" и собираю замечания коллег.

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1218
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #9 : Ноябрь 20, 2022, 19:49:36 »
  • +0
  • -0
  • любой проект имеет ТЗ,
    "Едет и ладно" наш случай, никакого стабильного напряжения на Дешках, как и на Восходо-Минсках не могло быть по законам физики. Но это не мешало фаре как-то что-то освещать.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #10 : Ноябрь 20, 2022, 21:12:49 »
  • +0
  • -0
  •  8) Продолжаем выносить мозг  :))  :'(  :))  Из инструкции отпечатанной в 1990-м году про двигатели:



    Д8Э с К-34Б
    Д8М с К-34Д

    Немного вкусняшек:



    Первые Д8 шли с таким же зажиганием как и на Д6. Лампы на 6 Вольт (3св+1св) с использованием дросселя...
    Далее появилась бобина и отдельный вывод с генератора на свет. Новый прерыватель. Лампы на 6 Вольт (3св+1св) с использованием дросселя...
    А дальше переход на новый конденсатор и ротор с отмеченной полярностью. Соответственно в обмотке освещения были впаяны диоды, поэтому и была важна полярность ротора.  И вот тут всплыли лампы на 12В



    Из инструкции на Д8Э  (1990г.):



     8) Причем на двух мопедах 89г., мне попались ещё с дополнительно подключенным дросселем в фаре ... Непонятно правда зачем....

    П О С М О Т Р Е Т Ь

    На счет обмоточных данных катушки Д8М - первичка такая же как и у Д6, а световая кажется +200 витков


    « Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2022, 23:25:12 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #11 : Ноябрь 20, 2022, 22:56:20 »
  • +0
  • -0
  •  8) На уровне детского лепета, что приходит в голову при виде этих букв?

    К- изменился коленвал (или Ковровский?  :))  :'(  :)) )
    Э- с изменённой электросхемой
    М - модернизированный (карбюратор, диоды, отсутствие перегородок в перепускных каналах)
    « Последнее редактирование: Ноябрь 20, 2022, 23:22:33 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #12 : Ноябрь 21, 2022, 00:23:51 »
  • +0
  • -0
  • Вот, спасибо! Инструкции (которую не рекомендуют читать!) уже кое-что даёт. Итак 90-й год мы имеем две модификации 13-й - 1.413-02 и 1.413-06. В Инструкции (SIC!) 1991 уже остаётся одна модификация 1.413-06. Что и требовалось доказать...

    Вот скан вкладыша с определением завода что такое 8М:



     Как я уже говорил, это модификация с новым карбюратором, Орик его назвал - К-34Д.

    По индексу "К" - "Ковров" не прокатывает, так как кроме Д4К (до 1966 года) он больше этот тип моторов не выпускал. КО Модификацию "К"и "Р", как я уже писал, видимо не освоил. Видимо это были некие "хотелки-обещанки". Ими в Риге планировали оснащать  модификации "04" и "05" соответственно. Но уже в 90-м, как мы видим (снова инструкция!) этих модификаций нет.

    « Последнее редактирование: Ноябрь 21, 2022, 21:30:20 от Orik »

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 114
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #13 : Ноябрь 21, 2022, 00:41:44 »
  • +0
  • -0
  • Просто для понимания необходимости изучать инструкции - например сейчас инструкции 90-91 годов, которые совместились с отчётом КО, и таким образом перекрестно подтвердили, что в 91-м году, в связи с прекращением выпуска Д8, на конвейере в Риге осталась одна модификация 13-й модели - 1.413-06 c двигателем Д8Э и чуть позже Д8М.
    Ещё - именно инструкции, конечно не могут быть полновесной аргументацией, но одним из кирпичиков вполне...

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6749
    • Степень оранжевости: 9166
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Д8 - модификации, различия. года выпуска
    « Ответ #14 : Ноябрь 21, 2022, 21:36:18 »
  • +0
  • -0
  •  8) По поводу электронного зажигания - известен лишь один вариант дэшкообразного двигателя(встречал как минимум два таких двигателя), который показывал Рыжий Лис:



    Самое смешное в том, что привычное место с маркировкой пустое... Есть только какая-то надпись на крышке сцепления....
    Здесь был Orik