Автор Тема: Просто Stella  (Прочитано 5854 раз)

Оффлайн Orik

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 6720
  • Степень оранжевости: 9091
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Динабург
Re: Просто Stella
« Ответ #15 : Октябрь 12, 2023, 23:07:30 »
  • +0
  • -0
  •  :))  :'(  :)) Хотелось бы услышать официальную версию!
    Здесь был Orik

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 113
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Просто Stella
    « Ответ #16 : Октябрь 13, 2023, 12:50:51 »
  • +0
  • -0
  • Именно над этим сейчас и работаем!

    Впереди в ближайшее время поездки в Словакию и Чехию, опрос г-д Магваши и Холика (с последним, правда, уже давно в контакте), но нужно многое уточнить. В идеале нужны нечто вроде "очных ставок" всех участников...

    Кстати, Холик недавно издал книгу воспоминаний про поездки на Стеллах в 90-е-2000-е. Холик эта та самая "Pento". А Магваши это впоследствии тот самый "Стюарт"и иже с ним... Это не только разные фирмы, но и разные страны... Но это поздняя история, не относящаяся непосредственно к Риге.

    Рижская история тоже сейчас в процессе согласований и авторизации. Недавно удалось достать неплохую группу документов именно созданию Стеллы. Всё постепенно обрастает документальной базой.

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 113
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Просто Stella
    « Ответ #17 : Октябрь 13, 2023, 12:54:51 »
  • +0
  • -0
  • Насчёт "официальной версии" - это понятно. Но чтобы собрать её и изложить нужно время и работа со свидетелями и свидетельствовами.  А то получаются такие перлы (цитирую по выше приведённым высказываниям уважаемых коллег): "Самые первые Стеллы были с мотором М-225 Бабетта, и с "Миниковским" рулем - идея рамы Стеллы ведь возникла на заводе Motokov в г.Коларово".

    Реальность - Самые первые Стеллы были с мотором М-210. Идея рамы "возникла" в Риге на Саркана Звайгзне.

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 113
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Просто Stella
    « Ответ #18 : Октябрь 13, 2023, 13:13:59 »
  • +1
  • -0
  • Цитата: "Примерно в 1987 году словаки из Motokov заинтересовались темой мини-мопедов. До этого у них были собственные разработки и проекты, но, по неизвестным и весьма загадочным причинам, ни один в серию не пошел..
    А тут они узрели наш Мини-2.130( с мягкой подвеской заднего колеса ) и их осенило.
    Решили приспособить на слегка переделанные крепления для стандартного В-50, свой мотор М-225 - на тот момент он только-только пошел в серию. Мотор М225 представляет из себя известный 2-скоростной М210, но из доработок присутствует заводной вал в корпусе КПП с кик-стартером. Была такая Ява Бабетта-225 Люкс - с литыми легкосплавными дисками вместо спиц, и для нее был создан М225 - чтоб приблизить Бабетту к мокикам и "малым мотоциклам".

    Реальность - Идея адаптировать мотор к мини возможно! и появилась у словаков в 87-м, но в реальности в феврале 86 года на трассе в Бикерниеки после соревнований на приз MOTOKOV по Скийорингу, словаки посетовали на то, что у них нет аналога МИНИ по их мотор и наши им предложили сделать экипажку по их мотор.  В 1986-м МИНИ-130 ещё не поставлялся на экспорт (экспорт начали в 1987-м!), то есть "приспособить на МИНИ мотор" в 86-м они вряд ли бы смогли физически.

    "Мотор  М-225 - на тот момент он только-только пошел в серию" - если имеется ввиду 1987 год, то нет, в серию он пошёл только на следующий год и то в 4 квартале. Из-за затяжки освоения и . Согласно договору между SZ и ZVL было зафиксировано, что до конца 1988 года ZVL поставляет в Ригу партию 1000 шт. моторов. И рижская "Стелла" пошла в серию только в январе 1989 года. В первый год поставки двигателей были совсем малы всего за 89 год удалось в Риге собрать немногим более 1000 экземпляров "Стеллы". Хотя эта цифра не включает в себя экипажки, которые отправляли в зачёт оплаты моторов в ЧССР.

    Цитата:"Бабетта 225 - с литыми легкосплавными дисками вместо спиц, и для нее был создан М225 - чтоб приблизить Бабетту к мокикам и "малым мотоциклам". 
    - Здесь ещё нужно разбираться, но формулировка "для неё был создан" некорректна. Когда модификацию М210  с кик-стартером М225 адаптировали к экипажной Бабетты, то её и обозначили соответственно "Б-225". Литые итальянские колёса ставили на люксовые версии, сохраняя и спицованые. Необходимость кика это попытка удовлетворить требования зарубежных рынков (прежде всего США).

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 113
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Просто Stella
    « Ответ #19 : Октябрь 13, 2023, 13:24:47 »
  • +0
  • -0
  • Цитата: "Маленькие ступицы колес придумали словаки, - чтоб хоть немного унифицировать тормоза с "взрослыми" Бабеттами.
    А у "наших" были уже выпускаемы большие ступицы, и когда появилась 2.136, на нее ставили, то что было в наличии.
    Но известны варианты 2.136 и с маленькими ступицами - видать, первые партии так комплектовались".

    Реальность: "Маленькие ступицы" "придумали" и спроектировали в Риге, унифицировав их с чешскими тормозными колодками. Изготавливали ли их, как и остальное алюминиевое литьё в Латвии.
    "когда появилась 2.136" - вариант с шауляйским мотором сделали сразу одновременно со 134-м в 1987-м. Но в серию его запустили в 91-м, когда сняли с конвейера 130 МИНИ.

    Новый руль, который разработал молодой тогда дизайнер Александр Блументаль, запустили в серию по моим данным в 92-м (нужно ещё уточнять!) до этого руль и на МИНИ и на Стелле был из двух половин (т.н. "от МИНИ"). Поэтому вполне естественно, что первые 136-е имели руль первого типа.

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 113
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Просто Stella
    « Ответ #20 : Октябрь 13, 2023, 13:35:49 »
  • +0
  • -0
  • Про капотировку, которую тут обозвали "обвесом" - выше вообще сплошные домыслы, и "смешались в кучу кони, люди". Капот сначала разработал Я.Холик в Словакии, привёз десять комплектов в Ригу, его скопировали, и начали делать на рижской фирме RGB. Передний обтекатель изначально был под чешскую фару. Этот же комплект отправили позже в Питер вместе с комплектами экипажек под Д16-й мотор. Но те машины комплектовались российской фарой, поэтому изменили форму переднего обтекателя. Документальных данных кто это делал у меня пока нет. Очевидцы тоже всё путают. Допускаю, что та же RGB. Хотя второй вариант - всё делали в Питере тоже имеет право на существование. Процесс несложный, а таскать через границу дороже.
    Остальные варианты капотировки к Риге вообще не имеют отношения, это всё чешско-словацкие варианты. Хотя часть из них я сам видел в экспериментальном цехе в Риге в 90-е. Их привозили для ознакомления...

    Оффлайн slon

    • Мопедист
    • Сообщений: 113
    • Степень оранжевости: 72
      • Награды
    • Город: Рига
    Re: Просто Stella
    « Ответ #21 : Октябрь 13, 2023, 13:38:28 »
  • +0
  • -0
  • Цитата: "На фото видно различия. Перечисляем:
    - у словацкой хромированная рукоятка под баком вдвое короче нашей;
    - у словацкой фара была круглая Бабеттовская, у нашей - карпатовская пластмассовая;
    - у словацкой руль цельный был всегда, у нашей - только с двух половинок( касательно первой и второй серий );
    - разные бензокраники были;
    - разные задние фонари."

    Реальность - без комментариев - коллега путает комплектации по годам с комплектацией от производителя. 

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6720
    • Степень оранжевости: 9091
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Просто Stella
    « Ответ #22 : Октябрь 13, 2023, 16:33:33 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо за развернутый ответ! Познавательно!
    Здесь был Orik