Автор Тема: Доработка стенда для испытания катушек зажигания для моторов Д6,Д4,Д5 (ЗОН, ЗАН)  (Прочитано 12287 раз)

Оффлайн road2011

  • Мопедист
  • Сообщений: 824
  • Степень оранжевости: 1506
    • Награды
  • Город: Екатеринбург
Изложу в данной теме описание доработки стенда для испытаний.

Известный уже (по другим темам)  стенд - точило для испытания подков, и зажигания для моторов Д6, Д8 ( с магнитом от Д6, посадочный размер на валу 10мм):



Теперь появилась необходимость доработки существующего стенда для испытаний катушек (подков) при создании электронного зажигания (ЗАН и ЗОН) для магнита моторов Д4-Д5.
Отличие в магнитах известно - посадочный размер на валу магнита Д5 равен 8 мм. (-0,03), т.е. магнит на вал точила не сядет.
В связи с этим, при технической консультации уважаемого Омича, был предложен и рассмотрен вариант проточки вала ротора точила, что ранее Омич уже делал, и поделился опытом.
Разбор стенда, съём магнита от Д6.



Якорь


Якорь с коллектором обмотан тряпками и малярным скотчем, для защиты обмотки якоря и коллектора от внешних воздействий. Стрелками слева обозначена та сторона, которая будет протачиваться



Имея знакомого токаря-кудесника, в работу были переданы  вал для проточки и магниты от Д5 и Д6 и эскизы.
Условия были озвучены следующие: для Д5 - проточка на валу 8 мм (-0,03), для Д6 - выточить втулку, обеспечивающую посадку на уже проточенное место, но под магнит Д6 (втулка, как и магнит Д6 - на конус 10,5 -10,6 мм соответственно).

И вот, работа сдана. Проточка под магнит Д5:





Втулочка в магните Д6





Сделано крепление для подковы Д5 на алюминиевой пластине. Обращаю внимание на центрирование магнита - ножки подковы обмотаны полосками малярного скотча, с натягом вставлен магнит - это поможет разметить 4 шт. отверстия для крепления пластины, центрируя все составные навесные элементы по валу (вся конструкция одевается на вал и размечаются отверстия)





На точиле установлен и прикручен сделанный из фанеры круг для закрепления пластины с магнитом. Все в центрах:





Все зафиксировано, посажен магнит. Проверка на свободное вращение ( при необходимости алюм.шайбочками отводим магнит от пластины)





Для центровки при установки "подковы" и обеспечения равномерного расстояния магнита от железных лапок подковы (что исключит заедание и шарканье магнита), использую тонкую стекловолокнистую пластинку (0,15 мм) (от электроизоляции) - ее легко вытащить после закрепления "подковы" винтами.





После закрепления подковы, можно проводить испытания. Показания первичной обмотки (провод 0,3 - 180 витков):



Показания вторичной обмотки (провод 0,1 - 4000 витков):



В итоге, получился универсальный стенд, как для испытания "подков" от Д6 (Д8) так и "подков" для Д5:



P.s. Омич показал так же возможность изготовления втулки - для испытания зажигания двухскоростных моторов (втулка изготовлена из цапфы коленвала - видно шпоночный паз)



 




« Последнее редактирование: Март 19, 2016, 12:34:44 от road2011 »

Оффлайн borzynkin

  • Мопедист
  • Сообщений: 86
  • Степень оранжевости: 36
  • птаха+электрон
    • Награды
  • Город: Невьянск
стенд видно. когда дело само будет?
куплю какой-нибудь микромопед)))

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 2535
  • Степень оранжевости: 1503
  • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
А мне остаётся только завидовать такого стенда. С ним китайцы в Литву ещё не приехали :)

Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
По случаю этой темы вспомнил, что хотел в будущем еще немного улучшить характеристики точила/стенда. Для этого его нужно оснастить таходатчиком, чтобы приметить другую микросхему(U211b), которая будет поддерживать обороты с большой точностью вне зависимости от нагрузки.
Разобрал сломанный жесткий диск с которого уже выпиливал держатели для панелек ПИК контроллеров в зажигании.



Интересующая нас деталь найдена, это кольцевой магнит с чередованием полюсов. Полюсов оказалось по шесть S и N. Датчик холла срабатывает прекрасно. Сам магнит с железным кольцом мне удалось вытащить из алюминиевой обоймы(на фото слева), поэтому теперь можно эту обойму расточить под диаметр вала и установить в точиле справа со стороны гибкого вала - там как раз и место есть и обойму можно легко закрепить, а также сделать с той стороны крепление датчика холла. В общем, надо заняться переделкой.

Оффлайн stoneracer

  • Мопедист
  • Сообщений: 6367
  • Степень оранжевости: 1216
    • Награды
  • Город: Тофтир
А что, появилась потребность изготовить ещё пяток "зажигалок"? Или какие новые идеи появились? А схемку жду...
Лучше просить прощения, чем разрешения..

Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
Нет. У меня чисто доработка точила, вернее давно хотел ему сделать четкую стабилизацию совсем не зависящую от нагрузки. Вот, разобрал еще один битый HDD, но теперь не мизерный, а обычного размера:
   В нем магнитик оказался побольше(нижние детальки), а внутренняя дырка 9,5 мм, т.е. тут чуток разверткой пройтись и сядет на вал как родной. Полюсов оказалось 4+4, так что этот магнит тоже прекрасно подойдет. Поскольку, точило в гражданской жизни выполняет периодически свои прямые обязанности, то для закрывания магнита от металлических опилок тут даже подойдет "штуковина", что слева с катушками - она по диаметру почти впритык. Впоследствии, отработанная технология установки таходатчика на двигатель, думаю, очень будет полезна для оснащения и другого инструмента.

Поскольку, на балконе еще холодно, то токарный временно пришлось из шкафа перетащить на кухню. С его помощью быстренько сделал из частей HDD очень неплохой таходатчик. Вот такие получились детальки:
  Гайку, одновременно крутящую шкив гибкого вала, маленько доработал, обточил прямо на точиле мелким напильником. У основания она стала круглой и заодно шлифанул ее до зеркала. В том месте будет прилегать какой-нибудь фетр, который приклею с внутренней стороны крышки, чтобы к магниту не летели опилки, когда точило будет использоваться по прямому назначению. С внутренней же стороны крышки будет располагаться и датчик холла.

Так крепится магнит,  просто привернут гайкой:


А тут магнит закрыт крышкой:
  Подогнано все очень точно. Пробовал даже в таком положении включать обороты. Если держать ровно, то крутится магнит не касаясь, хотя зазор с крышкой не более 0,1 мм. Дело в том, что все детали HDD изначально изготовлены идеально точно, ну а токарный, с биением в 2...3 сотки, ничего в этом плане не испортил и даже с таким маленьким зазором магнит вращается не задевая крышки.

Ну а так это выглядит в сборе:
  Осталось еще сделать держатель крышки магнита и в самой крышке установить датчик холла. С левой стороны на крышку тоже приклею какую-нибудь шторку, чтобы закрыть зазор и тогда ни какая пыль во внутрь не проникнет.



Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
Схема на U211b настроена, работает прекрасно. Поскольку, тема эта совсем не мопедная, то описание разместил тут. Там же можно почитать про особенности настройки, также, выложены печатные платы.

Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
Вчера для схемы управления точилом на U211b сделал оптический датчик вместо датчика холла и полностью его собрал. С оптическим датчиком получилось более технологично и все спрятано внутри.

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 2535
  • Степень оранжевости: 1503
  • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
А Вы не подумали, что с этой оптикой возможно замутить Ваше зажигание или ЗАН для двухскоростных? До сих пор для них датчик Холла не подходит, так, как там не один магнит.

Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
В принципе, можно. Граница переключения с триггером Шмитта очень четкая даже при изменении расстояния от поверхности с рисунком. Единственное, оптический датчик потребляет тока больше и ему нужно довольно большое напряжение(12...15 вольт, против 3,5...4,5 у холла) и тут может быть проблема на малых оборотах.  С аккумуляторным питанием - вообще запросто. Вместо холла просто взять схемку оптического датчика:
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2016, 10:13:59 от omich »

Оффлайн Alexius

  • Мопедист
  • Сообщений: 102
  • Степень оранжевости: 88
    • Награды
  • Город: Агрыз, Татарстан
Да-да. Экспериментировал как-то с оптикой на Ш-генераторе. Работало стабильно только при внешнем питании. Не понравилось.

Оффлайн Иван999

  • Мопедист
  • Сообщений: 40
  • Степень оранжевости: 6
    • Награды
  • Город: Таш.обл.
 Конечно не по данной теме, но всё же.  Для зажигания схем датчиков  в инете очень много. хотите с низким напряжением питания около 5-6 вольт, можно попробовать собрать на компараторе или ОУ. Ещё и индикацию повесить для настройки зажигание. 

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 2535
  • Степень оранжевости: 1503
  • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Да-да. Экспериментировал как-то с оптикой на Ш-генераторе. Работало стабильно только при внешнем питании. Не понравилось.

Тут я как то вспомнил плату с двумя датчиками холла, Омич, помните? Там было некое переключение с одного датчика на другой от настроеных оборотов. Так вот, а что, если для низа питать от внешнего елемента (2 КРКОНЫ), а от каких то оборотов чтоб переключилось на генератор? Гибрид, к тому, КРОНЫ нужны, но всё же, решение.
А если обмотку только для датчика намотать? Помните, в упрощённой схеме Омича такое сделанно (отдельная обмотка для питания холла)?

Оффлайн omich

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3001
  • Степень оранжевости: 875
  • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
  • Награды Знания, опыт
    • Награды
  • Город: Железнодорожный
Чтобы не связываться с кроной я бы лично и Step-Up преобразователь бы применил на простенькой ШИМ микросхеме типа MC34063, но это вообще отпугнет тех, кто и так считает схемы сложными даже СЛХ и ЗАН, а тут такое.... Не, схема на оптическом датчике не думаю, что подняла бы повторяемость. Дело в том, что тут особого выигрыша нет, кроме как совсем невозможность по каким-либо причинам применить датчик холла. Еще можно понизить частично требования к питанию применив операционный усилитель для оптического датчика, но надо исследовать в этом случае помехозащищенность. В общем, было бы желание, решение найти можно, но оно надо?

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 1216
  • Степень оранжевости: 585
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
От оптических датчиков в системах зажигания отказались очень давно. Причина банальна, высокая чувствительность к загрязнению. Конечно, эту проблему можно решить, но она может оказаться более трудной нежели использование иного типа датчика.
« Последнее редактирование: Июль 04, 2016, 00:47:00 от krotik »