Приветствую уважаемое сообщество. Вдоволь начитавших ваших историй, решил поделиться своей. Сегодня состоялся первый запуск и пробная поездка, после глубокой переборки как двигателя, так и всего мотовелосипеда. Ну да всё по порядку.
Этот мопед в семье уже почти 40 лет. С детства помню, что большую часть времени он стоял в сарае по причине неработоспособности - то зажигание, то забитый жиклёр, то... не мне перечислять "детские" и недетские болезни данной техники. Педальный привод хронически не функционировал. Однако данный агрегат привлёк моё внимание в период взросления. Долго ли, коротко - у меня получилось оживить аппарат, и довольно успешно кататься по частному сектору, но удавалось выбираться и в дальнобои на 10км в одну сторону).
Такими мы были.
Со временем обросли
Но затем душа стала требовать апгрейда, и была куплена вначале Дельта, затем китаец с 139fmb, на который я впоследствии установил поршневую 107 кубов. Замечательный был, практически беспроблемный аппарат с расходом 2 литра, крейсерской 70, и собственноручно установленным ксеноном! Впрочем, это совсем другая история. Ещё через некоторое время случилась автошкола, и необходимость купить автомобиль вынудила продать мототехнику. Но не Ригу! Однако на фоне этих увлечений она закономерно постепенно прыйшла у заняпад.
Со временем такое положение дел меня перестало устраивать, и, вывозя его из сарая 1-2 раза в год, я стал вынашивать идею реставрации своего первого мототранспорта.
До практических шагов дошло в начале прошлогодней осени. Я решил действовать решительно, и двигатель был разобран в надежде на "долгие зимние вечера". Однако по ряду причин сборку оного я закончил лишь вчера.
Что было сделано по мотору:
1) Новая поршневая. Именно что новая, досталось два оригинальных комплекта с заводским хоном.
2) Новый (б/у) коленвал - выбрал из нескольких, поставил облегчённый шатун, снятый с другого колена. Вес 70гр против 82гр родного. Втулка ВГШ новая, бронза БРАЖ.
3) Подшипники коленвала и сцепления FAG
4) Втулка золотника бронзовая, БРАЖ. Однако при разворачивании то ли ошибку допустил, то ли развёртка кривая - пришлось дополнительно пропаивать безсвинцовым припоем (97% олова 3% меди) и подгонять.
5) Сальник коленвала ямаха 17х27, по внешнему радиусу посадил на герметик Victor Reinz и отцентровал по цапфе на месте, лишнее срезал. Герметик выдерживает более 30кг на отрыв, и 250 градусов по Цельсию, если оригинальный.
6) Новые прокладки вырезал из паронита.
7) Не хватало одного вкладыша сцепления, выточил из винной пробки.
По весне весь мопед переехал в квартиру.
Что сделано по мопеду:
1) рама отпескоструена, покрашена порошковой краской
2) Со втулками передней вилки неловко получилось) отдавая вилку на покраску, я про них забыл, и от температуры 180 градусов они скукожились и стали болтаться в "штанах". Из фторопласта точить не хотелось, т.к. родные капролоновые. Я их посадил чуть поглубже, на половину их высоты аккурат в сужение "штанов", а вторую их половину, вернее их зазор со стенками (около 0.5мм), залил эпоксидкой. После чего постепенно расточил регулируемой развёрткой, подогнав под диаметр перьев. Ходовые испытания показали на самом деле повысившийся комфорт, вилка замечательно отрабатывает неровности.
3) Новые подшипники рулевой колонки.
4) Новые подшипники заднего колеса. В переднем износа не выявлено, просто смазал. Взамен недостающего пыльника купил сальник Corteco 19016677B, и сточил его напильником до высоты 5мм
5) Тормоза вымыты и смазаны, подозрительные детали заменены.
6) Все тросики промыты и смазаны маслом для велоцепей, якобы с тефлоном.
7) Колёса выправлены, насколько это было возможно.
Заклеены камеры
9) Крепление оси подножки переваривать не стал, взамен заказал фторопластовую втулку по размеру, забил её туда, и рассверлил под 8мм. Также заказал соответствующий болт со сплошным телом, без резьбы по своей длине, узел стал работать мягко и без люфтов, подножка держится даже без пружины.
10) Руль и перья вилки довольно покоцанные. Ржавчину как мог затёр наждачкой, затем прошёлся по уменьшению абразивного зерна, вплоть до 2000 - блеск улучшился, а пятна стали менее заметны.
11) Новые крепёжные элементы - оцинковка, нержавейка по мере необходимости.
12) Приводные цепи вымыты и смазаны астрохимом.
13) Новые втулки оси каретки, бронза.
14) Ведомая звёздочка педального привода с механизмом взята из другого колеса. Визуально отличается от того, что ставится на Ригу-11. Цепляющая "собачка" шире в полтора раза, значит крепче. За звёздочкой что-то вроде пылезащитного колпачка.
16) В фаре тотально ржавый отражатель был отнаждачен и заполирован до блеска. Скоро год сарайного хранения, пока не помутнел. Всегда можно будет снова полирнуть. Стекло фары новое, досталось несколько штук.
Задний фонарь тоже новый, но пока не ставил, пока закатываю мопед в квартиру, есть опасность зацепить на поворотах. Проводку тоже ещё не разводил. Также предстоит зачистить-оцинковать каркас сиденья. И с защитой цепи что-то придумать. Родная в ужасном состоянии, а вещь дефицитная.
Ещё несколько слов про концепцию. Не было задачи сделать музейную реставрацию. Это именно что реновация, с сохранением налёта истории в виде следов эксплуатации. Менялись только выработавшие свой ресурс детали. Зажигание пока родное, контактное. На подкове только первичка, на раме жигулёвская бобина.