Привет всем. Постараюсь описать встречу....
Сразу скажу, человек скромный, даже молчаливый. Во время беседы говорил мало, на ответы ответить строго было не возможно. Много не помнит, а многое и не знает.
Всё пишу как было, постарайтесь сами вникнуть в смысл. Если на какой-то вопрос не отвечено, постарайтесь понять, что на ответ быстро не ответить и на это надо время. Лист с вопросами ему отдал, может быть что то пополнится. Извините, если ответ покажется слишком коротким. Пишу то, что помню, наброски на листе бумаги скудные.
Начал работать с 1969 года, долго работал в штамповочном цехе, где штамповали детали для велосипедов. Примерно с 1972 года начал работь в конструкторском отделе. Затем возглавил отдел спортивных моторов, позже стал заместителем главного конструктора и закончил трудовую деятельность на заводе в должности начальника технического отдела.
Дизайн, коробки передач, начал примерно с двигателя Ш-52.
Все станки были куплены у чехов.
1. "заводская технология обработки внутренней поверхности гильзы цилиндра". Поршни подбирались под цилиндр.
В самом начале гильзу прессовали на холодную. Потом, вроде - на горячую. После прессовки шла хонинговка.
2. "какие были вариации предсерийного выпуска Ш или V и как сильно ухудшился двигатель после заводской оптимизации?"Завод нарочно не ухудшал продукцию. И тягу ни кто не уменьшал. Требовалось количество по плану. Это влияло на качество.
3. "по какой формуле на заводе балансировали КВ?Почему именно такие были выбраны передаточные числа в коробке?Формулу не знает. Балансировались все КВ, балансировка шла на лезвиях.
4. "Как делали отливки корпуса мотора?"Литьё под давлением. Как остывало - фрезеровали.
Чем отверстия делали под подшипники? Как цилиндры растачивали в размер?Планируется ли возрождение завода. И самое главное, почему для мопедов был выбран мотор ЯВА552. Кто принимал решение?Подшипники ставили на холодную. Выполнял человек, без пресса (
).
На заводе сейчас собирают велосипеды.
Возродить было возможно, но потом всё разнесли. Всё пошло на метало лом. Запасы тоже.
5. слышал что, мощность двигателя была ограничена специально и мотор имеет большие возможности, чем мы привыкли. Так вот интересно, в чем конструктивно заложены эти ограничения? Нарочно не ухудшали. Всё дело в карбюраторе и в глушителе.
Сам интересуется, не было ли людей, которые бы взялись за производство двигателей (за всё беседу он много раз утверждал, что двигатель В-90 идеален и на нём можно ехать).
После изготовления первого двигателя его ставили на холодную обкатку, потом заводили на спец. стенде, измеряли ... потом отдавали испытателям. Те катались на улице, делали отчёт.
8. (не пропустил) Какую продукцию еще выпускали на заводе?СД - стационарный двигатель. Для обороны. Это генератор. Охлаждение вентилятором, 1,5 л.с., изготовлено не много.
9. На заводе был полностью законченный цикл изготовления, или какие-то комплектующие (какие?) поставлялись с других заводов?Всё что из метала, делалось на заводе. Ленинград готовил карбюраторы, подготовляли ВНИИМОТОПРОМ (не знаю такого). Зажигания и коммутатор делал завод Орджоникидзе в Грузии.
Продолжение следует.