Автор Тема: Иртыш или очередной кот в мешке...  (Прочитано 3504 раз)

Оффлайн Orik

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 6751
  • Степень оранжевости: 9169
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Динабург
Иртыш или очередной кот в мешке...
« : Январь 24, 2024, 20:44:48 »
  • +4
  • -0
  •  8) Собственно, на аукционе купили "Иртыш". Покупать на расстоянии неблагодарное занятие - руками не пощупать, косячки не найти... В общем, очередной кот в мешке.... Что и подтвердилось, когда он попал к нам.... Ну прям вспомнилась эпопея с MAW....
    К продавцу притензий нет - фото и комплектация соответствуют, двигатель проворачивается. Упакован хорошо, доставлен без повреждений   :))  :'(  :))

    П О С М О Т Р Е Т Ь !

    Правда на предоставленных фото выгляел он лучше  :))  :'(  :))

    Первое, что бросилось в глаза - разные винты, стягивающие картер и в лучших традициях убитая декораивная крышка:





    Знатоки, к которым в этом случае, я не отношусь(ибо ещё ни разу не лазил в такой двигатель) определили, что он 1954-го года выпуска..... Из ранних.... Нет карбюратора с патрубком, это и не удивительно - разлетаются на атомы прямо в руках... Время их не щадит... И ведущего ролика.... Вот это действительно проблема....

    Понятное дело, карбюратор пристроим на запуск тот, что легче всего будет вживить без танцев с бубном.... Что называется - лишь бы состыковался...

    Самый подходящий вариант - патрубок от чешской Стеллы и К-35:



    Да, смотрит в сторону, но на данный момент не актуально!  :))  :'(  :))

    Залез в зажигание:



    В целом всё неплохо.... Немного поколдовал и появилась искра... Как бы слабовата внешне, но есть....

    Снял и прочистил глушитель.... Конструкция интересная и для такого маленького моторчика неоправданно навороченная:



    Глянул на поршень через окна, как бы всё неплохо, видны следы работы, но не критично.... Пролил вэдэшкой....

    Хотел было завести, но гайка на ролике с правой резьбой, а вращение левое.... А резьба там скорее всего М12х1...
    Контргайки не нашел, так что отказался от этой идеи. Тем более, что при прокрутке появились непонятные шорохи, похожие на скрежет металла с песком  :o
    Видать, мопедные Боги хотели меня таким образом остановить  :))  :'(  :))
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #1 : Январь 24, 2024, 21:16:47 »
  • +0
  • -0
  •  8) И пошла разборка.....

    Начал с поршневой.....   И вот он первый сюрприз:



    Сломано верхнее кольцо.... Точнее сказать - отсутствует его 1/4 часть.... Позже оказалось, что и второе в таком же состоянии....
    Цилиндр не пострадал.....

    Диаметр гильзы - 37мм. Цилиндр и гильза одно целое....

    На худой вариант можно переточить под 38 и вживвить поршень от "шавки":



    Но в этом случае надо будет делать проставку около 5мм и удлинять шпильки....

    Прикинул кольца от "шавки... По высоте совпадают.... Диаметр можно подогнать....
    Надо подобрать подношенные кольца и прикинуть в первую очередь их.....
    Головка была прикручена не той стороной, прокладка жутко толстая, непонятно из чего сделанная....

     8) Раз кольца ломанные, надо продолжать разборку.... Так сказать - искать "концы"
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #2 : Январь 24, 2024, 21:38:00 »
  • +1
  • -0
  •  8) Из плюсов - большинство винтов картера (за исключением крышки зажигания) имеют закладную гайку с обратной стороны! То есть, можно высверлить и не заморачиваться с "прихватами"...

    Предусмотрительно в картере сделаны три выемки под раборку....

    Основная проблема - не знал как устроено зажигание и как его правильно снять..... Решил в начале расколоть, а потом думать что делать с зажиганием...



    Привод зажигания шестерней, при сборке надо это учитывать....
    На самом деле, зажигание можно вычащить всем блоком, открутив два винта, которым регулируется опережение....
    Важно - шестерня на шпонке и на валу регулировочная шайба!



    Но прежде, чем его вытаскивать, надо вытащить высоковольтный провод. К катушке он поджимается пружинкой, а вот из картера вытащить тяжело - задубевшие резиновые изоляторы не дают это сделать... Пришлось выкусывать...

    Коленвал разнощёкий



    Совсем забыл сказать... Ни следов герметика, ни самой прокладки, между картерами обнаружено не было....
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #3 : Январь 24, 2024, 21:38:47 »
  • +3
  • -0
  •  8)

    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #4 : Январь 25, 2024, 20:54:26 »
  • +2
  • -0
  • Вот и правильно. Куда мне спешить? Дядюшка Орик пройдёт, тропинку сделает, а там и грабли пособирает…

     8) Вот-вот, а кто дядюшке Орику поможет?  :))  :'(  :))

    Думаю,декоративную крышку с надписью "иртыш" придётся изготавливать вручную, т.к найти её в нормальном состоянии не затертую просто нереально, если не повезёт конечно...

    Согласен.... Но до этого ещё очень далеко....

    Отмыл насколько смог.....

    Судя по всему, все подшипники смазываются маслом из топливной смеси.... Кроме самого вала с роликом. Он пустотелый и имеется масленка, поэтому эти два подшипника надо явно забить солидолом.... Хотя канал в картере для этого предусмотрен....

    По поводу сборки никакой литературы не нашел.... Поэтому всё методом научного "втыка"....

    В инструкции есть интересная схема:



    Если учесть, что двигатель имеет немецкие корни, то скорее всего должны быть метки....



    По факту - отверстие в коленвале и промежуточной шестерни..
    Метка на промежуточной шестерни и буква "В" на шестерни зажигания:



    Если с отверстиями всё понятно - типа 3,5мм до ВМТ, то по шестерням логичнее было бы так:



    Но в этом случае ничего у нас не стыкуется, какой бы стороной не ставил шестерню.... Все винты в зажигании залиты белой краской и это позволяет сделать вывод, что туда никто не лазил, а раз так, то нечего там лишний раз делать!  :))  :'(  :)) Надо хоть что-то оставить augism-у  :))  :'(  :))

    Но вот на первой схеме из инструкции можно найти букву "В" в виде кляксы.....  Попробовал и всё получилось....

    В любом случае, те кто вживлял магнето от пускача в дэшку, знает, что метки по сути не нужны. Но процесс сборки заметно облегчается....

    В инструкции мельком упомянуто, что сам блок зажигания можно вытаскивать и выставлять подпором, но есть нюансик - регулировочная шайба, которая явно может улететь в картер, если слишком сильно "подвытащить" модуль....

    В общем, как-то так:






    Здесь был Orik

    Оффлайн augism

    • Мопедист
    • Сообщений: 2534
    • Степень оранжевости: 1503
    • Награды За победу в гонке на  мопеде Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Radviliškis, Lithuania
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #5 : Январь 25, 2024, 21:04:35 »
  • +0
  • -0
  • Поздравляю с открытием!
    Летом налаживал зажигание итальянского Иртыша, фотку показывал, он же Москито. Так вот, там метки есть, и в инструкции очень (по англискому) ясно всё показано: совместить метки, и всё пучком!
    Очень рад за тропу! Думаю, состояние Твоего на голову лучше моего трупика.

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #6 : Январь 25, 2024, 21:24:31 »
  • +0
  • -0
  •  8) У оригинала есть небольшие отличия от "Иртыша":

    « Последнее редактирование: Январь 25, 2024, 23:08:37 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #7 : Январь 25, 2024, 21:41:03 »
  • +1
  • -0
  •  8) Мдааа... непонятненько... У немцев всё логично  :))  :'(  :)) У нас с точностью наоборот  :))  :'(  :))

    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #8 : Январь 26, 2024, 22:06:38 »
  • +5
  • -0
  •  8) Попробовал перикинуть на один зуб шестерню зажигания типа как на JLO.... Не понравилось....
    Надо ставить по факту.... И это будет самым правильным....

    Собственно, собрал.....



    Ну почти.... День сегодня был хлопотным, не успел.... Сплошная движуха...

    Винтов родных оказалось только два, под стяжку картера.... Таких в продаже просто нет, да и под головку "минус" уже  не найти....

    Купил новые под "крестик"... Найдутся - поменяю.... Честно говоря, удивило, что размер у винтов с потайголовкой считается от шляпки до конца резьбы, а не по длине самой резьбы....  :o
    Поэтому в магазин пришлось ездить дважды, благо рядом...  :))  :'(  :))

    С обратной стороны закладные гайки под ключ №9..... Понятное дело они не сохранились.... Пришлось ставить обычные:



    А чтобы не прокручивались, пришлось вставлять в щель тонкую отвертку....
    Кстати, на валу ролика действительно резьба М12х1.... Порадовало, что удалось купить такие гайки в магазине.....

    Ну да ладно.....

    Потом оказалось, что на одной из шпилек сорвана резьба, решил вкрутить другую..... А она со свистом входит в картер...

    Вначале подумал что М7..... Замерил - М6.... Просто в картере оказалась  наполовину сгрызена резьба....

    Вживил ввертыш и вкрутил новую шпильку....

    На данный момент аутентичность не важна... Надо определиться что с этим двигателем делать дальше....

    Потом занялся самым хлопотным занятием - подогнать кольца....
    Оригинальные не найти..... Поэтому пошел по самому простому пути..... (На мой взгляд  :)) )

    Отобрал кольца под 38 мм(Ш, В) с пробегом, у которых самый большой зазор в замке....
    Далее нашел те, которые помягче. Из них выбрал те, что по гильзе ложаться без просветов и стал их подгонять.....
    На самом деле, сточил лишь с одной стороны кольца замок... Наверное 2- 2,5мм
    Снял фаски и подогнал по поршню замок.....



    Заправить кольца в гильзу оказалось проблематичным из-за того, что в юбке гильзы окна разные. Сломать кольцо очень легко.... Поэтому пришлось помучиться....

    Вот такие вот дела.... Прокладка под головкой действительно должна быть толщиной 2мм.... Надо искать из чего сделать....
    « Последнее редактирование: Январь 26, 2024, 22:09:24 от Orik »
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #9 : Январь 27, 2024, 00:06:56 »
  • +0
  • -0
  • Паранит 1,5 мм у нас есть, у вас тоже должно быть

    Он и толще есть, другое дело, что у меня его нет!  :))  :'(  :))
    Надо будет у соседей по гаражам поспрашивать...
    Здесь был Orik

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1219
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #10 : Январь 27, 2024, 14:18:28 »
  • +0
  • -0
  • Просто паранит не прокатит, нужно искать металлизированный. Даю маячка, прокладки ГБЦ у вас на заказ делают? Там можно разжиться отходами.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1219
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #11 : Январь 27, 2024, 14:39:51 »
  • +0
  • -0
  • Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #12 : Январь 27, 2024, 21:12:35 »
  • +2
  • -0
  •  8) Это всё понятно.... Но в выходные эти конторы не работают....  :))

    Зашел к соседу, нашел нечто подобное. Вырезать пришлось лобзиком... Лобзик из пионерских времён, постоянно вываливалась пилка... В общем, вспомнил детство золотое  :D

    Прикрутил головку..... Компрессия есть, цилиндр даже начал "чавкать" от удовольствия при "поглаживании" коленвала.... Давненько он масла в глаза не видел....

    Нашел К-35 с фильтром, долго он лежал на полке в ожидании лучших времён.... Вот и настал его звездный час!
    Объём двигателя 47см3, думаю хватит  :))  :'(  :))

    Патрубок, как я и говорил, взял от чешской Стеллы.... По цилиндру подошел без проблем (по точкам крепления), но пришлось сделать небольшой вырез. Ибо упирался в крепление двигателя.... Отверстия во фланеце под карбюратор чуть-чуть подпилил (расширил), буквально по миллиметру с каждой стороны.



    Да, карбюратор смотрит в бок, но это чисто для проверки



    Потом отрегулировал зажигание, зазор на прерывателе был великоват. Родным высоковольтным проводом пришлось пожертвовать при разборке..... Установить новый тоже оказалось проблематичным. Задубели резинки. Пришлось размягчать маслом....
    Искра стала заметно больше.....

     8) Собственно, настало время "Ч"

    САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЗАПУСК!

    Завелся легко, работает настолько тихо , что я не сразу понял, что он завёлся!  :))  :'(  :))



    В общем, осталось его куда ни будь прикрутить, подключить бензобак и посмотреть, как он будет реагировать на ручку газа....
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #13 : Январь 28, 2024, 19:39:33 »
  • +1
  • -0
  •  8) До Иртыша сегодня так и не добрался....

    Просто небольшой ролик про глушитель:

    П О С М О Т Р Е Т Ь !
    Здесь был Orik

    Оффлайн Orik

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 6751
    • Степень оранжевости: 9169
    • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Динабург
    Re: Иртыш или очередной кот в мешке...
    « Ответ #14 : Январь 29, 2024, 20:31:19 »
  • +3
  • -0
  •  8) Чтобы провести испытания, пришлось немного доработать свой "стенд"....
    Давно хотел сделать нечто, с помощью чего можно было бы управлять заслонкой карбюратора... Мы же цивилизованные товарищи  :))  :'(  :)) Приспособил рычаг сцепления  :D

    Завелся моторчик бодренько.....

    П О С М О Т Р Е Т Ь !

     Но потёк карбюратор... Поменял поплавок. Течь ушла, а то как-то опасненько, рядом свеча и глушитель....
    Но вот повышать обороты коленвал не спешил....

    А виной тому свеча, непонятно как здесь взявшаяся:



    Made in DDR  :o Наверное наследство от JLO  :))  :'(  :))

    Поменял на А10НТ и произошло чудо!  :))  :'(  :)) Двигатель стал набирать обороты. Соответственно карбюратор стал поддаваться регулировке



    Хочу попробовать вживить К-34Б,  дабы прочувствовать разницу.....
    « Последнее редактирование: Январь 29, 2024, 20:33:14 от Orik »
    Здесь был Orik