Автор Тема: Периферия для ATTiny13  (Прочитано 10975 раз)

Оффлайн Hammer

  • Мопедист
  • Сообщений: 901
  • Степень оранжевости: 548
  • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
    • Дырчик.RU
    • Награды
  • Город: Жуковский
Периферия для ATTiny13
« : Январь 30, 2015, 19:50:08 »
  • +0
  • -0
  • Для доделки электровелика и стабилизатора видеокамеры раздобыл 6-ти проводной программатор Атмелов. Закупил пару ATTiny13. Два дня ставил софт, настраивал, учился прошивать. Радости не было предела, когда сервомашинка начала реагировать даже на самые незначительные колебания гироскопа! А когда электроредуктор закрутит в полную силу, я наверное вообще по потолку забегаю)

    Собирать зажигу на процессоре теперь не боюсь, но есть вопросы:

    1. Между выходом микросхемы  и входом тиристора нужен резистор?
    2. Как бы отслеживать отрицательную полуволну без риска сжечь процессор?

    У проца этого есть АЦП, который может измерять входное напряжение, фронт нарастания полуволны может использоваться для определения УОЗ. Хотя можно просто сделать таблицу значений УОЗ в зависимости от оборотов под определенный двигатель. Как не сжечь микросхему? Подавать сигнал через делитель напряжения или вообще делать гальваническую развязку?

    Буду благодарен за конструктивную информацию.
    Я буду улыбаться вам в рожи, пока вы не поймёте, что я добрый и хороший!

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3000
    • Степень оранжевости: 878
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #1 : Январь 31, 2015, 13:41:22 »
  • +0
  • -0
  • Наверно надо было эти вопросы задавать в теме, где мне задают вопросы, т.к. тут навряд ли кто-то еще ответит.
    Вопрос этот видел, но с планшета отвечать не умею, там сложно одним пальцем что-то отредактировать, а комп не включал из-за гавкнувшегося УПСа, но тут позвонили с работы и пришлось искать обычные провода и включать комп просто в розетку, поэтому появилась возможность ответить.

    Цитировать
    1. Между выходом микросхемы  и входом тиристора нужен резистор?
    Как правило, у микросхем нагрузочная способность не более 20 mA. поэтому очень желательно выход усиливать какими-нибудь транзисторами, но резистор ставить все-равно нужно, чтобы не получался сквозной ток по полупроводниковым переходам.

    Цитировать
    У проца этого есть АЦП, который может измерять входное напряжение, фронт нарастания полуволны может использоваться для определения УОЗ. Хотя можно просто сделать таблицу значений УОЗ в зависимости от оборотов под определенный двигатель.
    Это типа вычислить зависимость изменения напряжения от оборотов?  Зачем? Что с этой информацией делать? Чтобы формировать правильную задержку, нам все равно нужны реальные обороты(вернее период повторения импульсов от датчика) из чего значительно проще сформировать нужную задержку. Уровень напряжения итак сам управляет аналоговыми методами, как, например, в СЛХ. Там точно не стоит городить процессор вместо всего двух резисторов. Кроме всего прочего, процессору нужно обеспечить питание. ...и не забыть про защиту от помех.

    Цитировать
    2. Как бы отслеживать отрицательную полуволну без риска сжечь процессор?
    Как не сжечь микросхему? Подавать сигнал через делитель напряжения или вообще делать гальваническую развязку?
    Есть очень простое схемное решение: В моей теме про зажигание с преобразователем вторая схема с внешним блоком как раз защищена что от отрицательных, что от положительных импульсов превышающих питание контроллера.

    Оффлайн Hammer

    • Мопедист
    • Сообщений: 901
    • Степень оранжевости: 548
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Дырчик.RU
      • Награды
    • Город: Жуковский
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #2 : Январь 31, 2015, 20:49:58 »
  • +0
  • -0
  • Это типа вычислить зависимость изменения напряжения от оборотов?  Зачем? Что с этой информацией делать? Чтобы формировать правильную задержку, нам все равно нужны реальные обороты(вернее период повторения импульсов от датчика) из чего значительно проще сформировать нужную задержку. Уровень напряжения итак сам управляет аналоговыми методами, как, например, в СЛХ. Там точно не стоит городить процессор вместо всего двух резисторов. Кроме всего прочего, процессору нужно обеспечить питание. ...и не забыть про защиту от помех.

    Процессор хорош тем, что схема получается универсальной, что для Д, что для В и Ш, для Бабетты, и для КД и для бензопил. Настройка производится сменой прошивки. Так же можно учитывать нелинейность зависимости УОЗ от оборотов. Да и вообще кому-то нужно тягу на верхах, а кому-то визг на верхах.
    Я буду улыбаться вам в рожи, пока вы не поймёте, что я добрый и хороший!

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3000
    • Степень оранжевости: 878
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #3 : Январь 31, 2015, 21:50:54 »
  • +0
  • -0
  • Очень прикольно мне про эти возможности рассказывать. :))
    Я то совсем другое пытаюсь объяснить, что брать зависимость напряжения от оборотов, запихивать в процессор и вычислять таким образом обороты лишено всякого смысла, т.к. значительно проще это вычислять по периоду, а не вычислять этот же период из напряжения. К тому же, зависимость напряжения от оборотов нелинейна, а если еще и присутствует какая-то нагрузка, то это вообще приводит к искажению зависимости. Плохо вообще брать индуктивные датчики для зажиганий на контроллерах, т.к. такой датчик вносит свое изменение УОЗ и это придется учитывать в программе. Во-всяком случае, кто ни пытался, все отказались от такой идеи из-за непредсказуемости результата.

    Оффлайн Faun_

    • Мопедист
    • Сообщений: 31
    • Степень оранжевости: 8
      • Награды
    • Город: Минск
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #4 : Сентябрь 06, 2016, 16:43:54 »
  • +0
  • -0
  • Hammer Процессор хорош тем, что схема получается универсальной, что для Д, что для В и Ш, для Бабетты, и для КД и для бензопил. Настройка производится сменой прошивки. Так же можно учитывать нелинейность зависимости УОЗ от оборотов. Да и вообще кому-то нужно тягу на верхах, а кому-то визг на верхах.
    omich
    Очень прикольно мне про эти возможности рассказывать.
    ....а можно мне рассказать об этом?..
    Я виртуоз ассемблера для АВР-ок, и у меня иногда закрадывалась идея, сделать(когда у меня будет своя техника) УОЗ на АВР-ке, и не простое, а с возможностью регулировки... но нужной инфы не попадалось, и я колеблелся между двумя версиями,
    1-движек может работать только плохо, или только хороше(в зависимости от правильности УОЗ),
    2-....вот это и было, "как-то изменится параметры движка, либо в зависимости от температуры полезно править УОЗ, или еще что"...
    omich так что будет-то...  ::)
    Hammer проект заморожен, или уже похоронили?
    Кстати, а почему-бы положение вала не определять с помощью датчика, оптический например?.. с аналоговой частью я дружу совсем слабо, и делал-бы гальваническую развязку(но это я..)
    « Последнее редактирование: Сентябрь 06, 2016, 16:49:30 от Faun_ »

    Оффлайн Hammer

    • Мопедист
    • Сообщений: 901
    • Степень оранжевости: 548
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Дырчик.RU
      • Награды
    • Город: Жуковский
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #5 : Сентябрь 06, 2016, 18:04:16 »
  • +0
  • -0
  • Проект немного расписан здесь: http://www.dyr4ik.ru/forum/viewtopic.php?t=36026
    Все детали готовы, наброски кода тоже, но нет зажигания под рукой.
    Я буду улыбаться вам в рожи, пока вы не поймёте, что я добрый и хороший!

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3000
    • Степень оранжевости: 878
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #6 : Сентябрь 07, 2016, 10:30:15 »
  • +0
  • -0
  • Faun_, гляньте мои темы про зажигания, там есть ответы на ваши вопросы.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 07, 2016, 10:34:18 от omich »

    Оффлайн Alexius

    • Мопедист
    • Сообщений: 102
    • Степень оранжевости: 88
      • Награды
    • Город: Агрыз, Татарстан
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #7 : Сентябрь 07, 2016, 16:44:52 »
  • +0
  • -0
  • Hammer, лучше для начала стенд какой-нить сделайте, а то сразу на двиг ставить неиспытанный экземпляр,
    можно получить маленький ПУХ, и сальники наружу. Сам так как-то раз чуть на переборку не попал.
    Удачи в экспериментах.
    Кстати , на мото ком-юа есть темка про современные движки и желающие улучшить их характеристики.
    Ещё есть темка на другом дырчике про МК зажигание: там предусмотрен режим обкатки и ограничение оборотов.
    Но МК по сложнее.

    Оффлайн Faun_

    • Мопедист
    • Сообщений: 31
    • Степень оранжевости: 8
      • Награды
    • Город: Минск
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #8 : Сентябрь 08, 2016, 16:48:28 »
  • +0
  • -0
  • Hammer за ссылочку спасибо, интересная история :), прочел полностью..(правда не сильно вдавался в детали),.. появилось представление, что это было.. Так оно уже ездит, или нет?
    omich обязательно поищу... ..ага, поискал, очень много всего, пойду разбираться..
    Alexiusлучше для начала стенд какой-нить сделайте, а то сразу на двиг ставить неиспытанный экземпляр,
    можно получить маленький ПУХ, и сальники наружу.

    эт я понял, в случае ошибки, когда "опережение" недопустимо велико?.. спасибо за подсказку, ато вдруг дело до экспериментов дойдет, а  ни где не подхвачу этой благой мысли(хотя мало вероятно, заинтересовало).. похоже я из тех, кто "на мото ком-юа есть темка про современные движки и желающие улучшить их характеристики", часто программки для АВР писал от скуки, очень люблю это дело, но впустую не особо цепляет.. радуюсь всякой возможности приятное с полезным совместить...
    ...если-б делал, наверное для предохронения от "ПУХА" сделал-бы отдельной схемой зону запрета, когда искры не будет, даже если упр.модуль ее сформировал (помеха какая-то, зависон или муха нв схему какнула).. Ладна, пойду читать, ато вдруг ерунду говорю...
     
    « Последнее редактирование: Сентябрь 08, 2016, 17:02:49 от Faun_ »

    Оффлайн omich

    • Супермодератор
    • Мопедист
    • *
    • Сообщений: 3000
    • Степень оранжевости: 878
    • Лужу, паяю, зажигание и свет для Д6 сочиняю.
    • Награды Знания, опыт
      • Награды
    • Город: Железнодорожный
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #9 : Сентябрь 10, 2016, 21:52:30 »
  • +0
  • -0
  • Было бы очень прекрасно, если добавить и аналоговый вход, для подключения вакуумного коректора. Очень полезно когда получиться за одно и коректировка уоза от нагрузки. На мотоциклах это связано с открыванием дроссельной заслонки. Градусов на 10.
    А есть где-нибудь описание как оно должно работать? Дело в том, что Нуеми сделал новую программу для контроллкра с 4-мя кривыми, которые можно переключать напряжениями с разными поогами от 0 до 5 вольт, т.е. как раз под вакуумный датчик. Код работет, я даже проверил его работу не только в Протеусе, но и на стенде с рабочим зажиганием.

    Оффлайн Faun_

    • Мопедист
    • Сообщений: 31
    • Степень оранжевости: 8
      • Награды
    • Город: Минск
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #10 : Сентябрь 12, 2016, 17:35:48 »
  • +0
  • -0
  • Было бы очень прекрасно, если добавить и аналоговый вход, для подключения вакуумного коректора. Очень полезно когда получиться за одно и коректировка уоза от нагрузки. На мотоциклах это связано с открыванием дроссельной заслонки. Градусов на 10.
    А есть где-нибудь описание как оно должно работать? Дело в том, что Нуеми сделал новую программу для контроллкра с 4-мя кривыми, которые можно переключать напряжениями с разными поогами от 0 до 5 вольт, т.е. как раз под вакуумный датчик. Код работет, я даже проверил его работу не только в Протеусе, но и на стенде с рабочим зажиганием.
    ... Вобщем и ваши месаги немного я полистал Оmich, и по разным форумам что мне советовали побродил... собирать по крохе из чужих рассуждений, нужна еще одну жизнь на это  ::)
    Да, действительно, очень интересно.. если кто знает содержательные статьи, книжки где затрагивалась тем, поделитесь.
    Строчка из Википедии "При изменении нагрузки двигателя и сохранении его оборотов постоянными центробежный регулятор не меняет опережения зажигания, в то время как в этих условиях (постоянные обороты и переменная нагрузка) угол опережения зажигания должен изменяться. Для этого центробежный регулятор дополняют вакуумным регулятором."
    Я нагуглил "вакуумный регулятор опережения зажигания", и не обрадован, мудреная хреновина!. А почему-бы не сделать проще, "датчик угла поворота заслонки карбюратора(а хоть переменный резистор!)".Микруха будет знать, когда вы газанули до предела, чтоб на горочку всползти, а когда отпустив газ катитесь с горочки. Микрухе сделать такую поправку труда не составит...
    ..а еще у меня есть подозрение, что скорость воспламенения смеси в почти холодном состоянии, и когда он вот-вот светиться станет, тоже может отличаться.
    ... и на десерт, "датчик детонации", он-же "датчик стука" Стук в двигателе ...для меня в мото-технике почти каждое слово новое, но думаю, такой датчик был-бы очень кстати, вдруг микруха решит что нужен такой УОЗ, а движек начнет стучать,.. опять-же, микруху научить "вовремя одуматься, и снизить УОЗ" не сложно. *в описании этого датчика все просто, "пьезо-датчик" :)
    « Последнее редактирование: Сентябрь 12, 2016, 17:43:27 от Faun_ »

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1219
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #11 : Сентябрь 12, 2016, 17:51:54 »
  • +0
  • -0
  • Вспомните как был устроен трамблёр. Центробежный регулятор смещал момент искры вперёд, а вакуумный назад (и ход вакуумного был больше центробежного) в последствии вакуумный заменился датчиком положения дроссельной заслонки.
    Алгоритм тот же, чем выше обороты, тем раньше, но и чем больше подъём дроссельной заслонки, тем позже.
    Датчик детонации... не уверен, ни разу на 2-т с ярковыраженной детонацией не сталкивался.
    « Последнее редактирование: Сентябрь 12, 2016, 17:54:11 от stoneracer »
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Faun_

    • Мопедист
    • Сообщений: 31
    • Степень оранжевости: 8
      • Награды
    • Город: Минск
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #12 : Сентябрь 12, 2016, 18:24:16 »
  • +0
  • -0
  • Нет стука, может это последствия шумности 2-тактных :)..
    Если раннее зажигание, как оно себя ведет? греется что-та и не тянет?
    « Последнее редактирование: Сентябрь 12, 2016, 18:25:58 от Faun_ »

    Оффлайн stoneracer

    • Мопедист
    • Сообщений: 6309
    • Степень оранжевости: 1219
      • Награды
    • Город: Тофтир
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #13 : Сентябрь 12, 2016, 18:37:15 »
  • +0
  • -0
  • Ну мотоциклы Ковровец/Восход славились тем, что при слишком раннем зажигании, заводились с кика в обратную сторону, и при попытке тронуться, уносили умельца в...... безнадёжность (причём вперёд опой). Но даже в этом случае характерной детонации не слышалось, могли быть выстрелы в глушитель и остановка коленвала, отдача в кикстартер.
    Лучше просить прощения, чем разрешения..

    Оффлайн Faun_

    • Мопедист
    • Сообщений: 31
    • Степень оранжевости: 8
      • Награды
    • Город: Минск
    Re: Периферия для ATTiny13
    « Ответ #14 : Сентябрь 12, 2016, 18:57:22 »
  • +0
  • -0
  • Странный спор.. Ну может ухо не слышит, а что скажеть пьезо, к картеру приложеный..? Похоже спорить можно, пока кто-нить не отважится помучать движек, и на осциллографе его разглядеть. ::). *а мне нечего, хоть и интересно.
    ...или может кто знает логическое обьяснение тому, почему у 2-тактных нет ударов? (т.е. их не слышно, или их нет?)
    « Последнее редактирование: Сентябрь 12, 2016, 19:09:14 от Faun_ »