Автор Тема: Мотовелосипед "Энтузиаст" - мой первый мотовелосипед  (Прочитано 8874 раз)

Оффлайн Зореслав

  • Мопедист
  • Сообщений: 490
  • Степень оранжевости: 168
    • Страница в контакте
    • Награды
  • Город: Москва
Свой первый мотовелосипед я  сделал ещё в далёком 2006 году. Сам по себе он не представляет ничего интересного в плане инженерных разработок, скорее интересны дополнительные изобретения, использующиеся на нём.
Для начала упомяну, что как-то случайно наткнулся на сайт кометы, точнее сказать, знакомый уже ездил на такой технике, поэтому по его рекомендации вышел на Комету. Однако, меня не устраивали некоторые моменты в конструкции приятеля, поэтому решил делать сам, а не заказывать на стороне. Поиск в интернете привёл меня на другой интересный сайт, сайт motor4bike, где я поподробнее узнал об используемых на велосипеде двигателях.
Очень понравился двигатель Honda. Точнее сказать он не то что понравился (как он может нравится или не нравится, если я вообще не имел понятия, что он из себя представляет), дело в том, что сама марка Хонда в советское и постсоветское время означала что-то уникальное и недостижимое, очень дорогое. А тут моторчик Хонда, по тем временем стоил всего 7500 (сейчас чуть подороже, конечно), что навевало на мысль, что это обычный китайский двигатель, с наклейкой Хонда. Однако, выяснилось, что собран он в Тайланде (как и достаточно большая часть других моторов, мопедов и мотоциклов), где размещается один из заводов этой марки, так что ничего палёного не наблюдалось. К тому же, в отличие от Кометы, он был четырёхтактный, что подразумевало тихую работу и чистый бензин без замешивания масла.
Для эксперимента взяли титановый велосипед королёвской фирмы "Рапида", который был маленькой ростовки и не очень подходил для езды на педалях, зато такая ростовка хорошо подходила для моторизирования.
Двигатель решили размещать по стандартной на то время схеме - на багажнике. Для этого использовали титановый багажник той же фирмы, на который закрепили дюралевую площадку, на которой располагался сам двигатель.
Редуктор использовался от миниквадроцикла 1:5
Первоначально на заднем колесе использовалась планетарная втулка Shimano 8 скоростей, к которой был выточен специальный адаптер для навешивания огромной мопедной звезды в 52 зуба (от советского шоссейного велосипеда) и звёздочки для педальной цепи. Места для размещения фривила (обгонной муфты) на колесе совсем не было, поэтому фривил поставили на шатун, нарезав на нём резьбу.


Неудобство заключалось в следующем - во время работы мотора вращалась педальная цепь, и достаточно быстро, помимо того, что она соскакивала с большой звезды на шатуне, она могла утянуть и штанину.
Пришлось извернуться, и переделать адаптер так, чтобы помимо звезды туда всё-таки навешивался фривил. А для звезды из листового металла были вырезаны диски, предотвращающие соскакивание цепи и попадания её к колесо на большой скорости.

весь адаптер висел на звезде, которая шла в комплект ко втулке, крепилась стопорным кольцом.

Через 5000 км испытания закончились клином заднего колеса. Благо это было недалеко от дома, поэтому мотовелосипед донём на себе (а я в то время уезжал за  150 км от дома уже). В планетарной втулке лопнула пружинка, заклинив весь внутренний механизм.
От втулки решил отказаться.
Купил втулку ВМХ, с резьбовым фланцем для наворачивания фривила, немного переделал адаптер (отец работает токарем, поэтому переделка оказалась несложной). Теперь моторная звезда висела на фривиле, на котором висел ещё один фривил для педалей:




Однако конструкция эта не прожила долго, так как хоть двигатель и не крутил педальную цепь, зато педалями приходилось крутить моторную цепь, в при таком передаточном (1:5) потери КПД увеличивались на передаточное число (т. е. это тоже самое что крутить редуктор на повышение, а не на понижение передаточного).
Поэтому я снова насел на отца, спросьбой выточить новую велосипедную втулку, на которую можно будет повесить и фривил с моторной звездой и целую велосипедную кассету, для полноценности и независимости велосипедного привода, поэтому получилось вот так:



Втулка была дополнена фланцем под дисковый тормоз. Хоть велосипедный привод и был полностью полноценным и имел 18 скоростей, всё равно он не был полноценным велосипедом из-за своего веса, смещённого на багажнике центра тяжести, поэтому определённо езда на односкоростном дорожном велосипеде давалась проще, чем на многоскоростном велике с мотором, даже при условии отсутствия помех вращению велосипедной цепи и отсутствию помех моторной цепью заднему колесу.

Касательно двигателя.
В общем никто не рассчитывал на то, что он проедет хотя бы 1000 км. А я в то время работал курьером, поэтому было где его хорошенько обкатать. Двигатель с лихвой отработал сезон. На радостях, после обычного велосипеда, я накатал на нём 12000 км.
Полноценные функции велосипеда были не долгими, потому что при наличии мотора, я ими просто не пользовался:) Через некоторое время конструкция велосипедного привода снова стала односкоростной, для упрощения конструкции в надёжности и обслуживании (только для старта с педалей). Он уже не казался игрушкой, когда отъездил 3 сезона, пробег составил 26000 км.
Потом на нём уже ездил мой отец, я себе придумывал новые конструкции, на время конструирования ездил на китайском мопеде. Однако мопед не доставлял такого азарта и восторга, как мотовелосипед. Совсем другое управление, вес и прочее сближали его со скутером и мотоциклом. А мотовелосипед - это в первую очередь велосипед, со всеми его преимуществами. От поездок на этом мотовелосипеде осталось множество впечатлений. Потом он был продан моему знакомому, на котором он накатал ещё 6000 км, и разбил корпус двигателя в аварии. Авария не была серьёзоной, однако падение пришлось как раз на двигатель (человек не пострадал и вовсе). На тот момент пробег двигателя был 31500 км. После этого двигатель, с разбитым корпусом и периодически вытекающим из него маслом вплоть до полного осушения проехал ещё 2000 км, переодически глохнув, и снова заводясь, пока не заклинил совсем. И даже после этого, когда я стал его разбирать, я ухитрился его завести:) Новый двигатель проехал ещё около 10000 км, и общий пробег мотовелосипеда (ходовки) на данный момент составил около 44000 км.
Вот так вот из совершенно невзрачной пукалки получился мотовелосипед с мотоциклетным пробегом, о котором никто не мог и подумать.






Оффлайн Зореслав

  • Мопедист
  • Сообщений: 490
  • Степень оранжевости: 168
    • Страница в контакте
    • Награды
  • Город: Москва
Фривил в приводе заднего колеса не раздражал постоянными толчками от зацепления после наката ?
Неужели фривил выдержал весь пробег?
Долго думал, кажется понял, что Вы имеете в виду. Вы говорите про свободный ход между точками зацепа собачек?
Современные фривилы являются конструктивно достаточно технически сложными деталями, представляют из себя механизм трёхрядного расположения собачек, в каждом ряду по 3 штуки, каждый ряд расположен с лёгким смещением по отношению к друг другу. Количество точек зацепа за оборот достигает по-моему 132 на данный момент (возможно больше), что составляет около 2,5 градусов холостого хода и менее (на ощупь практически не ощущается). С учётом того, что когда один ряд собачек находится в свободном (расжатом состоянии) а другой ряд подпружинен, люфта практически нет вообще, как и свободного хода, т. е. минимальное движение вперёд обеспечивает полноценный зацеп.
Однако, есть некоторый нюанс. Есть 3-х рядные 9-ти собачковые и двухрядные 6-ти собачковые фривилы. в первом случае размер собачек гораздо меньше, чем во втором.
Есть ещё 12-ти собачковые, но про размер собачек и рядность - не знаю, там вообще угол свободного хода 2,2 градуса.
Я использовал шестисобачковые. Там чуть больше свободный ход.
Фривил прошёл всё расстояние и ещё цел. Он так же ставился на 110-кубовую альфу, на заднее колесо, отработал прекрасно и там:)
Вообще фривил выдерживает ударную нагрузку веса всего человека на педаль с прыжка, что в переводе на крутящий момент равен стоковому мотоциклетного двигателю в 250-400 кубиков.

Не увидел в конструкции какого то криминала или неправильности. Что же они все так критиковали этот велоцикл?

Вы про второй вариант с двигателем в каретке? О нём я расскажу немного позже :)
« Последнее редактирование: Февраль 19, 2014, 12:57:30 от Зореслав »

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7407
  • Степень оранжевости: 1965
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Я вас понял насчёт фривила. У меня был примитивный китайский фривил, хотя и предназначенный под мотор, с обратной резьбой, втулка торпедо в качестве промвала и планетарка Сакс, в качестве промвала и коробки скоростей.
Шаг между щелчками собачек на фривиле большой, система роликов во втулке торпедо тоже имеет большой угол до зацепления, зацепляется резко.

Я просто не подумал насчёт того, что фирменный фривил лишён этих недостатков. Значит можно ставить.

А планетарку промвалом ставить не пробовал? Так на неё нагрузки меньше, а функции коробки остаются.
Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн Зореслав

  • Мопедист
  • Сообщений: 490
  • Степень оранжевости: 168
    • Страница в контакте
    • Награды
  • Город: Москва
Вы торопите события:) Вместо промвала во втором случае я использовал прямую передачу от вала редуктора на колесо, со стандартным велосипедным переключателем и одной цепью :)

Оффлайн nicolaus242

  • Мопедист
  • Сообщений: 1
  • Степень оранжевости: 0
    • Награды
  • Город: кривой рог
а какой марки фривила ставил ..у меня китайский 2 недели сдох...