Автор Тема: Собираю вопросы к начальнику технического отдела з-да "Вайрас" (Vairas)  (Прочитано 23663 раз)

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 1322
  • Степень оранжевости: 851
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Давно была идея найти кого то из завода Вайрас, и поговорить про двигатели Ш и В. Толчком стала встреча с главным инжинером Саркана Звайгзне в Кулдиге. Если кортоко, то обратился в музей двигателей в Шаулей, спросил, кто может знать про конструктора двигателей. Вышел на бышую работницу кадров. Она с разу сказала имя и фамилие самого главного. И как говорила, на его плечах были все разработки двигателей. Ввёл имя и фамилия в интернет, быстро нашёл, что человек до сих пор изобретает (выданы патенты), есть адресс. Написал ему письмо, где написал, что я интересуюсь мотовелосипедами, но есть вопросы и по двигателям мопедов. И чудо! Сегодня откликнулась его жена. Договорились, что все встретимся, на верное в эти выходные, и по обедаем. Разговор был не долгим, но узнал, но у него есть много чертежей, двигателей, он очень много занимался конструкцией спортивных мопедов! В последнне время все силы ложил на двигатель В-90. К тому, не надо сишком далеко идти в прошлое: работать в заводе он начал с 1969 года. Что там тогда было? Ш-57?

Короче, беда в том, что я в двухскоростных не очень разбираюсь. Надо задать вопросы, а какие, я и сам не знаю. Давайте, составлять список, что надо спросить. Сразу говорю, пишите ясно. А то мне трудновато будет задавать вопросы, суть которых сам не понимаю.
Встречу буду записывать в диктафон.
« Последнее редактирование: Октябрь 19, 2016, 13:02:38 от Orik »

Оффлайн stoneracer

  • Мопедист
  • Сообщений: 5380
  • Степень оранжевости: 867
    • Награды
  • Город: Москва
Ну например интересна заводская технология обработки внутренней поверхности гильзы цилиндра.
Начиная от запрессовки и до расточки, чем, как, в какой последовательности.
Лучше просить прощения, чем разрешения..

Оффлайн Dima4325

  • Мопедист
  • Сообщений: 615
  • Степень оранжевости: 108
  • Имею Карпаты 1 и Крот с тележкой.
    • Награды
  • Город: Витебск
НУ блин , как вам повезло! Вы может спросите какие были вариации предсерийного выпуска Ш или V и как сильно ухудшился двигатель после заводской оптимизации.
Советская классика не стареет!

Оффлайн Dima4325

  • Мопедист
  • Сообщений: 615
  • Степень оранжевости: 108
  • Имею Карпаты 1 и Крот с тележкой.
    • Награды
  • Город: Витебск
Может ещё типа по какой формуле на заводе  баалансировали КВ. Почему именно такие были выбраны придатачные числа в коробке.
Советская классика не стареет!

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 1322
  • Степень оранжевости: 851
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Тут в соседней теме Вагнер писал (клею, чтоб было в одном месте):
Очень интересует процесс изготовления и сборки моторов.
Как делали отливки корпуса мотора, из половника заполняли формы или под давлением. Как остывало, как фрезеровали.
Чем отверстия делали под подшипники. Как цилиндры растачивали в размер.

Планируется ли возрождение завода.  И самое главное, почему для мопедов был выбран мотор ЯВА552. Кто принимал решение?

Оффлайн Вова

  • Мопедист
  • Сообщений: 395
  • Степень оранжевости: 115
    • Награды
  • Город: Луганск
Часто слышал что, мощность двигателя была ограничена специально и мотор имеет большие возможности, чем мы привыкли. Так вот интересно, в чем конструктивно заложены эти ограничения?
...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
- К Римлянам 12:2

Оффлайн Orik

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3008
  • Степень оранжевости: 3170
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Динабург
1. Какую продукцию еще выпускали на заводе?

2. На заводе был полностью законченный цикл изготовления, или какие-то комплектующие (какие?) поставлялись с других заводов?

3. Почему есть ковровские клоны двигателей серии Ш, НО НЕТ Ш-62, В50?

4. Двигатели Ш62(М) имеют отливку под ножное переключение скоростей, почему не пошли в серию?

5. Не рассматривался ли вариант трехскоростной КПП ?

6. Почему на хорошо себя зарекомендовавший двигатель Ш58 не ставили электронное зажигание?

7. Почему поменялись буквы Ш на V ?

8. Интересно узнать подробности про мотор V-90.. Ходили слухи, что он был более 50см3. Разрабатывали сами, или что-то брали за основу?

В том числе - планировался ли на него ставить лепестковый клапан, поскольку отливка как бы сама собой напрашивает его установку
Может знает что нибудь про литовские мопеды (грузовой "Villi" например) которые выпускались после развала SZ.

9. может что нибудь может рассказать про шауляйские спортивные моторы?

10. по карбюраторам - подстраивались под то, что есть... или были собственные разработки?

На счет моторов всё понятно..... По большому счету обсуждать не чего... Мощность ограничивалась нормами того времени....

На Ригу-1 нужны были мотоциклетные права, ибо полных 50 кубов было..... Поэтому никто не покупал, сделали 49,9 и мопедные права - народ стал покупать! Первое время даже без шлема можно было ездить!

Рига-16 ... Как приемник мотора ЯВА в инструкции оговаривалась скорость  - НЕ МЕНЕЕ 50км/ч, а вот у Риги-22 уже - НЕ БОЛЕЕ 40км/ч


А вот про неизвестные разработки было бы интересно пообщаться...

11. Кстати.... В 80-х годах был на ВДНХ в Вильнюсе.... Видел интересный мопед(прототип).... Сколько не пытался позже найти по нему информацию - нигде не всплыл

12. Не пытались ли увеличить мощность генератора и перевести его на 12В( В50, Ш62 )? Я к тому, что на некоторых мопедах в комплектации "люкс" устанавливались поворотники! В те времена, в отличии от машин, мототехника должна была ездить с включенным ближним светом и в этом случае генератор поворотники практически не тянул.

13. Почему на В50М поменялась конфигурация продувочных каналов, хотя многие спортсмены утверждают, что на В50 БОЛЕЕ УДАЧНАЯ?

14. Вариант корзины "Ромашка" - какие проблемы пытались решить? Кстати, какой вариант корзины был первым? Почему для изготовления использовали именно прессованный картон?
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2016, 13:41:57 от Orik »
Здесь был Orik

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 1322
  • Степень оранжевости: 851
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Спасибо всем за вопросыч под конец их соберу.
Ещё вспомнил, говорили, что был намечен к выпуску какой то маленький автомобиль. Это на верное те самые, что мы видели в фотках на Кулдиге.

Оффлайн wagner

  • Администратор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 7391
  • Степень оранжевости: 1887
  • Оранжевый Дед
  • Награды За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе Участник мегачелленджа 1 степени За более 500 км на Карпатах в дальнобое
    • Награды
  • Город: Энгельс
Цитировать
Мотор проектировался под мопед или мопед под мотор ?

Неужели непонятно что за основу взяли ЯВА552? И в дальнейшем три крепёжных сайлентблока фанатично повторяли на всех моторах.
В том числе и по ширине между крепёжными пластинами и расстоянию между крепёжными болтами.
Благодаря этому в раму Карпат прекрасно устанавливаются все Ш50-62 и В50 со всеми модификациями на его базе.

Значит мопеды проектировали под мотор.

Цитировать
Почему есть ковровские клоны двигателей серии Ш, НО НЕТ Ш-62, В50?

Это главный инженер Вайраса знать не обязан.  Тем не менее, выскажу своё предположение. Ковровский завод "выпускал" моторы для прикрытия основного вида деятельности, связанного с оборонной промышленностью. Последняя модель это Ш58, мопед Верховина 6.  Видимо далее было принято решение не прикрывать завод, который давным давно рассекретили, а просто устанавливать моторы Вайраса. Сборку моторов в Коврове свернули, на модель Верховина 7 установили Ш62.

Извините что влез, ответил вместо главного инженера.
Теперь я вместе с Геной, он НЕО...

Оффлайн krotik

  • Мопедист
  • Сообщений: 311
  • Степень оранжевости: 109
  • Лужу, паяю, ЭВМ починяю
    • Награды
  • Город: Москва
Чем был вызван переход с довольно распространённого подшипника 103, шестерни второй передачи, применённого в явском прототипе, на более узкий и экзотический "миллионник" 7000103? Что одновременно повлекло за собой изменение ширины шестерни, в котором она не нуждалась.

Правда изменение случилось до 69го года. Может ответа и не будет. А может он окажется банальным "приказ главка"  :(
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2016, 14:27:08 от krotik »

Оффлайн Orik

  • Супермодератор
  • Мопедист
  • *
  • Сообщений: 3008
  • Степень оранжевости: 3170
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде За победу в фотоконкурсе
    • Награды
  • Город: Динабург
 8) Я и сам знаю ответы на все поставленные мною вопросы... Просто интересно подтвердить их из первоисточника, а не со слов сказочников..

Вопросы нужны хотя бы для того, чтобы хоть как-то вести беседу с незнакомым тебе человеком... А это всегда сложно!

В Кулдиге был янтарный напиток и после мероприятия мы много еще беседовали.... Там и обстановка была другая... Да и дядюшка Орик совсем не любитель попиСдеть потрындеть!  :))  :))  :))
Но то ,что прозвучало там , повторюсь, по крайней мере я - озвучить не решусь! Хотя было и интересно!  :))

Ну и потом, Augism сам решит что из этого перечня использовать в беседе, а что нет!  8)


« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2016, 21:39:51 от Orik »
Здесь был Orik

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 1322
  • Степень оранжевости: 851
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Как то не одного вопроса про карбюраторы... По себе я точно спрошу, почему так вышло, что с К60 мопед довольно резвее пашет, чем с К60Б. Просто, хочу удостоверится, что решение было принято только из за экологии. Что то трудновато верится... Какая экология в 1985 году?

Оффлайн stoneracer

  • Мопедист
  • Сообщений: 5380
  • Степень оранжевости: 867
    • Награды
  • Город: Москва
Карбюраторы производились в Питере, что поставлялось, то и ставили.
Лучше просить прощения, чем разрешения..

Оффлайн Амур два

  • Мопедист
  • Сообщений: 698
  • Степень оранжевости: 177
  • аркадак
  • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
    • Награды
  • Город: аркадак
Больше всего меня всегда интересовал вопрос, где всё таки внесли изменения конструкторы,когда дефорсировали двигатель,при падении железного занавеса!!! Может кто-нибудь из наших знает?
« Последнее редактирование: Октябрь 12, 2016, 21:41:43 от Orik »
Из всего временного,нет нечего постоянней, чем место-перетянутое синей изолентой!

Оффлайн augism

  • Мопедист
  • Сообщений: 1322
  • Степень оранжевости: 851
  • Награды Знания, опыт За победу в гонке на  мопеде
    • Награды
  • Город: Radviliškis, Lithuania
Через час встреча. Во время беседы проверю форум, если кто то не успел задать свой вопрос. Я предложил по обедать, думаю обед затянится. 25 вопросов ... :)
Передам благодария, и ... больше не могу ничего придумать, как подарить журнал Wagnerland, что мне прислал Орик :(

Беда. Журнал не нашёл :(
« Последнее редактирование: Октябрь 16, 2016, 11:04:52 от augism »