Автор Тема: Из хлама в "Карпаты".  (Прочитано 17628 раз)

Оффлайн DimanЫЧ

  • Мопедист
  • Сообщений: 61
  • Степень оранжевости: 82
    • Награды
  • Город: Балахна
Из хлама в "Карпаты".
« : Август 30, 2015, 19:58:51 »
  • +3
  • -0
  • Доброго времени суток, уважаемые форумчане!
    Согласитесь, катаясь на мопедке, иногда хочется съехать с асфальта, и прохватить по проселочной дороге, поднимая клубы пыли и наслаждаясь красотой природы или добраться до тихой речки в лесу, преодолев несколько "засад". Однако, имея стандартный двухскоростной мопед модели "Верховина-6" с двигателем V 50, такие подвиги совершать не всегда хочется - этот мопед скорее предназначен для езды по сравнительно ровным дорогам. В грязь загонять мопедку, которую ты старательно восстанавливал всё же немного жалко.

    Именно поэтому мы с другом решили дать начало новому проекту - собрать из кучи металлолома, валявшегося в нескольких гаражах этакую "крысу" для разного рода треша и угара. Так, как мы, по сути, нищеброды, решено было по возможности минимизировать затраты и посмотреть, можно ли при наличии рук и желания создать из "митола" мопедку.

    Итак, выбор силового агрегата упал на двигатель Ш-58, так как он был в почти комплектном состоянии и не требовал существенных вложений. Также я имел опыт эксплуатации такого двигателя и, по моим наблюдениям, он тяговитее V 50 (я так думаю из-за конструкции ротора генератора). Большой разброс между передачами решено было "исправить" установкой большой ведомой звезды,  а хиленький свет предназначен скорее для обозначения себя на дороге.

    Итак, двигатель перебрался в мой гараж и мы не спеша по вечерам его собирали. Выяснилось, что двигатель ранний, то есть с внутренней пружиной возврата кикстартера. Более того, в коробке передач обнаружилась шайба, предотвращающая износ шестерни о шлицы на валу. Однако, сам вал был в неудовлетворительном состоянии и его пришлось менять на другой. Начали мы подсобирать коробку, но что-то шло не так... После недолгих поисков причина нашлась:
     
    Верхний вал - это родной, с предусмотренной конструкцией шайбой между шестерней и шлицами, а нижний, скорее всего, поздний, где от этой шайбы решено было отказаться. Разница, как видите, ощутима.

    Ладно хотя бы в этом дело было, пришлось вручную вытачивать шайбочку между шестерней и подшипником ведущей звездочки, иначе шестерня болталась с дичайшим люфтом. Вообщем, первичный вал кпп без переделок не подошел совершенно. Также вал кикстартера подозрительно туго заходил в левую половину картера. Исправили напильником 8).

    Итак, идем дальше - коленчатый вал. За свою практику мы впервые столкнулись с категорическим нежеланием коренного подшипника коленвала покидать своё место. Не помогла даже ВДшка и нагрев. Пришлось прибегать к помощи тисков и болгарки. Также множество мелких неприятностей оттягивали сборку двигателя. И все же после нескольких вечеров двигатель удалось собрать. На очереди была ходовая часть...

    В таком виде Карпаты прибыли ко мне в гараж...

    ...и началось внедрение корченг-тулинга. Задний маятник практически без переделок подошел от Дельты, аммортизаторы от Альфы, задний фонарь, конечно же от Шахи и встал совершенно без переделок. То же самое можно сказать и про высоковольтную катушку зажигания, но об электрике мы чуть позже поговорим.

    Если кто не знает - рижский маятник длиннее Карпатовского, однако в нашем случае все получилось, на мой взгляд, гармонично для металлолома. А вот от чего подошла система крепления ведомой звезды я так и не смог понять. Звездочка с треугольными прорезями и 34-мя зубами, Верховиновская значит, но силуминовый треугольник, вставляемый в резинки в ступице похож на рижский (присутствует 203-й разгрузочный подшипник). Забавно, но дельтовская звезда не налезает на силуминовый треугольник, а рижская цельная не подходит к ступице. Испытав такой неслабый когнитивный диссонанс мы решили оставить для начала сочетание 14/34, так как только с такой конфигурацией все подошло на свои места. Но время шло и Карпаты начали приобретать боевой вид.

    После установки цепи Карпаты немного капризничали - сказывался плохой карбюратор и недоработанная поршневая, а попросту - мопед не ехал совершенно. Замена карбюратора немного решила эту проблему, но в корне дело не поменялось и тогда мы решили стоковую поршневую, установленную для пробы, немного доработать. Доработки свелись к подпиливанию поршня, дабы придать мотору "нереальные обороты :D" и притирке поршня к цилиндру, уже изрядно похоженному до нас. Вот после этого мопед стал подрывать даже имея достаточно "длинную" передачу. Подвеска получилась настолько энергоемкая, что мне ее пробить не удалось, хотя я старался 8).

    Отдельно можно рассказать про электрооборудование. Зажигание ради снижения затрат временно оставлено стандартное, правда с замененным на новый прерывателем, конденсатор я справедливо вынес из мотора, чтоб не жарился, а высоковольтный трансформатор от Шахи гарантирует надежную искру. Со светом вышло все еще веселее. Я так понимаю, на двигателях серии Ш стабилизация напряжения осуществляется параметрически, то есть 15 ватт головного света и габарит вроде как на 2 ватта. С такой конфигурацией на оборотах, когда генератор отдает свои честные 18 ватт, фара более-менее светит, а на пониженных оборотах, конечно, ничего не видно. Стоит лампочке в фаре перегореть и баланс нарушается и вслед за ней устремляется габарит. У нас, конечно же не оказалось нужной лампочки в головную фару и мы с незначительными переделками поставили в разбитую пионерами фару лампочку из стоп-сигнала на 21 ватт.

    Как это пришло в голову я до сих пор не понимаю :D.
    И вот после неспешной работы наш "кросс-крыс" готов. Остаются мелочи вроде замены лампочки в фаре на оригинальную, замены ведущей звездочки на 13-зубовую (где-то я слышал, что такие для Шавок существуют) и так далее.

    Успел я и опробовать его в условиях, максимально приближенных к боевым. По разгону он, конечно, немного проигрывает доработанным Карпатам с оборотистым V-50, но в районе 50 километров в час даже пытается их обогнать. При езде по пересеченной местности чувствуется, что вторая передача чересчур длинная, а вот на первой передаче для двухскоростного мопед показывает отличные результаты и кажется мне, что после обкатки будет все еще лучше.
    Таким образом, у нас получился резвый мопед для активного отдыха с минимальными затратами (в районе 500-700 рублей).

    Оффлайн sergeikaspd

    • Мопедист
    • Сообщений: 160
    • Степень оранжевости: 53
    • Телом в настоящем, душой в прошедшем.
      • Награды
    • Город: Санкт-Петербург
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #1 : Август 30, 2015, 20:19:14 »
  • +0
  • -0
  • Зачетная крыса! Очень даже зачетная. Хотим видеообзор и видео поездки :))
    Раздаю пинки здравому смыслу!

    Оффлайн Вова

    • Мопедист
    • Сообщений: 593
    • Степень оранжевости: 206
      • Награды
    • Город: Луганск
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #2 : Август 30, 2015, 20:21:17 »
  • +0
  • -0
  • Что бы лампы не перегорали, можно попробовать включить в схему стандартный карпатовский БКС по вот этой схеме...
    ...есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
    - К Римлянам 12:2

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 61
    • Степень оранжевости: 82
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #3 : Август 30, 2015, 20:53:02 »
  • +0
  • -0
  • Такая схема, пожалуй, актуальна будет, если ставить стоп-сигнал, чтобы случайно его не сжечь, когда едешь без света :)).  Ну и при перегорании головной лампы, да, спасет. Но я ни разу не видел чтобы она где-то у кого-то работала...

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 61
    • Степень оранжевости: 82
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #4 : Сентябрь 01, 2015, 20:38:10 »
  • +3
  • -0
  • К сожалению, времени сейчас полноценный обзор делать нет, как приеду к мопедке, может чего и поснимаем, а пока что вот:

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 61
    • Степень оранжевости: 82
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #5 : Март 16, 2021, 20:54:54 »
  • +2
  • -0
  • Доброго времени суток, уважаемые форумчане. С момента сборки боевых колхозных Карпат прошло лет шесть, из которых, наверное года два мопед как-то эксплуатировался, после чего во вполне рабочем состоянии был поставлен в подвал и никого не интересовал. Этим летом я попытался его завести, он завелся, однако былую и без того невеликую тягу растерял (максималка упала до 43 км/час, что даже для такого мопеда как Карпаты, не очень). Вдобавок ко всему, обнаружился сильный осевой люфт коленвала (видимо, из-за использования дешевых китайских подшипников).

    И вот зимой появилось время заняться мопедом. По сравнению с 2015 годом, запасы запчастей несколько пополнились и позволили приблизить мопед к оригинальному состоянию. Двигатель Ш-58 все-таки был демонтирован и положен на полку до лучших времен. Взамен ему я решил собрать В-501, детали которого лежали у меня без дела почти 9 лет. Данный двигатель также, как и Ш-58 пришлось собирать из деталей, по состоянию чуть лучше чем "хлам". Так, например, из нескольких имеющихся в наличии коленвалов, пришлось остановить свой выбор на коленвале со следующими дефектами на цапфах:



    Похоже, кто-то снимал подшипники с помощью "болгарки", иначе я не могу еще представить, как могли появиться данные "дефекты" :o
    Однако при более внимательном подходе, было выяснено, что если перевернуть один из сальников, то их кромки не попадают на поврежденные участки и решено было собирать мотор с этим коленвалом (учитывая то, что НГШ и ВГШ практически в идеальном состоянии).
    Вообще, сборка двигателя преподнесла немало сюрпризов именно по той причине, что этот В 501 я никогда не видел в рабочем состоянии (мне его отдали в мешке в разобранном состоянии). Помимо кривых половинок, которые пришлось притирать, забитых муфты и шестерен КПП, возникли специфические моменты, присуще сборке именно "ножной" версии двигателя В-50.

    Так, например, судя по цифрам, выбитым на половинках, двигатель 1989 года выпуска. При этом рядом лежит половинка В-501М 1988 года выпуска. Я всегда думал, что модификация "М" полностью сменила предшественника, а нет, похоже, какое-то время они выпускались параллельно. Валы переключения у этих двигателей тоже не взаимозаменяемы (у В 501 вал вращается во втулке, запрессованной в правую половину, а у В 501М никаких втулок нет).

    Я решил установить на этот двигатель старый цилиндр (от Ш57) с моей Верховины: http://www.wagnerland.ru/index.php?topic=2690.0
    Цилиндр был расточен еще в 2012 году под первый ремонт, наездил немного и потребовалось найти лишь кольца 1-го ремонта. К счастью, это добро у нас еще продается, правда я давно этими мопедками не занимался, и купленные кольца привели меня в замешательство своим внешним видом (полностью черные) и жесткостью. Однако приходиться довольствоваться тем что есть.

    Подгонка цилиндра Ш 57 к В 50 оказалась очень непростой: в ВМТ поршень поднимается в гильзе слишком высоко, а в НМТ встает ниже выпускного и перепускных окон. Пришлось поднять цилиндр прокладкой, а окна осадить вниз практически на 1,5-2 мм. После данного обряда шаманства, объем камеры сгорания не пострадал и составил 5 см3.

    С генератором и БКС тоже возникли трудности - имеющийся БКС оказался очень-очень древним (1982 года) и с ним наблюдались пропуски искрообразования. Пришлось его полностью переделать. Кстати, пользуясь случаем, могу порекомендовать отличный способ разборки этих БКС - достаточно кинуть их в горячую воду, "пена" размякнет и может быть легко удалена.

    Печатную плату разработал и изготовил по-старинке, без использования всяких Sprint Layout ввиду того, что так намного проще и быстрее в моих условиях.



    Из деталей поменял только тиристор (BT151-800 вместо родного ненадежного КУ 201), конденсаторы (К73-17) и диоды. Остальное оставил без изменений. Получившуюся плату установил в штатное место и залил эпоксидной смолой.



    Как видно на фото, я ввел дополнительный подстроечный резистор для точной регулировки напряжения стабилизации (очень удобно).

    Что касается самого мопеда, то было установлено родное переднее колесо, спидометр с приводом и подсветкой, родной задний фонарь вместо #атшахи и многое другое. В итоге, внешний вид кардинально преобразился:



    На данный момент пока все, ждем весны и полноценных ходовых испытаний, а там может быть и внешний вид удастся привести в лучшее состояние (если время позволит).

    Спасибо за внимание! :)

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1260
    • Степень оранжевости: 1037
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #6 : Март 17, 2021, 03:38:05 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    Вдобавок ко всему, обнаружился сильный осевой люфт коленвала (видимо, из-за использования дешевых китайских подшипников).

    Это нормальное явление. Разбивает любые подшипники за 1-2 сезона.
    Сцепление то на КВ установлено, а на него давим.
    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 61
    • Степень оранжевости: 82
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #7 : Март 18, 2021, 23:44:27 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    Это нормальное явление. Разбивает любые подшипники за 1-2 сезона.
    Сцепление то на КВ установлено, а на него давим.
    Я, конечно, не специалист, но вопрос, на мой взгляд, несколько неоднозначный.

    С одной стороны, мы же не все время с выжатым сцеплением ездим, а выжимаем его на довольно короткое время. У меня на Верховине обычные дешевые открытые подшипники ГПЗ очень хорошо себя показали с 2014 года - даже два коленвала (не новых, правда) пережили, и к моменту последней переборки, люфт подшипника со стороны зажигания (а он убивается намного быстрее второго) наблюдался только на горячем двигателе и был весьма невелик. У товарища на Карпатах двигатель тоже отходил весьма прилично и встал по причине лопнувшего поршневого кольца, изношенного до предела. При этом какого-то криминала с подшипниками коленвала обнаружено не было.

    С другой стороны, да, я был свидетелем того, как свежесобранный мотор самоустранился как раз по причине поломки коренных подшипников, причем пробег был вообще смешным:


    Поэтому я все же склоняюсь к версии некачественных подшипников, тем более на "Ш" пружина сцепления мощнее... Хотя возможно, тут наложилось множество факторов, таких как отсутствующая как класс балансировка коленвала, возможно несколько криво посаженный ротор генератора. Вместе с некачественными подшипниками всё это могло сделать свое черное дело.

    Оффлайн ganstown

    • Мопедист
    • Сообщений: 4394
    • Степень оранжевости: 1433
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #8 : Март 19, 2021, 10:41:57 »
  • +0
  • -0
  • вторая передача чересчур длинная, а вот на первой передаче для двухскоростного мопед показывает отличные результаты и кажется мне, что после обкатки будет все еще лучше.
    у в50 отношение между первой и второй передачей 1.77 а у ш58 аж 2 поэтому она и ощущается длиннее
    нет нет жи есть жи бувает жи есть же....

    Оффлайн Человек-в-Тапке

    • Мопедист
    • Сообщений: 588
    • Степень оранжевости: 161
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #9 : Март 20, 2021, 00:30:22 »
  • +0
  • -0
  • Мне, когда я был полегче весом, на ш-52 хотелось ещё больше разницу между передачами, чтобы и трогаться без газа, и максималку иметь повыше  :D

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 61
    • Степень оранжевости: 82
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #10 : Март 20, 2021, 00:33:42 »
  • +0
  • -0
  • Постепенно Карпаты отходят от колхозного имиджа и приобретают черты нормального мопеда. Так, колхозная конструкция лампочки в фаре с использованием сальника (см. первое сообщение в теме) уступила место штатной конструкции с почти штатной лампочкой. Так как выбор в наших магазинах невелик, пришлось использовать бюджетный вариант - лампу от Явы 35х35 Вт (штатная, насколько помню 15х15 Вт). Порадовало отличное светораспределение и четкая граница при включении ближнего света. Не зря китайцы написали на коробке "Highest quality" :D Возникают только опасения по поводу того, не расплавится ли пластиковый держатель лампочки в фаре от повышенного нагрева...



    Так как на дворе 21-ый век, необходимо воспользоваться благами цивилизации и изготовить наконечники на рычаги с помощью новой технологии - 3D печати. Эти наконечники вечно теряются, и не так много мопедов могут похвастаться наличием этих, в общем-то, полезных штуковин. Благо, у меня был образец, а по нему изготовить копию не составит никаких проблем:



    На рычаг деталька вошла весьма туго, но мы ее для надежности посадили на капельку клея.



    Спасибо за внимание!

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1260
    • Степень оранжевости: 1037
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #11 : Март 20, 2021, 02:02:02 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    Возникают только опасения по поводу того, не расплавится ли пластиковый держатель лампочки в фаре от повышенного нагрева...

    Пластиковый цоколь расплавит.


    Я делал вставку из тексталита под такую лампу.





    Лучше ставить светодиодную лампу. Ставил такую. Светит отлично   https://aliexpress.ru/item/32859478049.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.11a633edwTu58p&sku_id=65419876294
    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.

    Оффлайн ganstown

    • Мопедист
    • Сообщений: 4394
    • Степень оранжевости: 1433
    • Награды Участник мегачелленджа 1 степени Участник мегачелленджа 2 степени За героическое преодоление Лоховской горы За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Тюмень
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #12 : Март 20, 2021, 17:14:12 »
  • +0
  • -0

  • Так как на дворе 21-ый век, необходимо воспользоваться благами цивилизации и изготовить наконечники на рычаги с помощью новой технологии - 3D печати. Эти наконечники вечно теряются, и не так много мопедов могут похвастаться наличием этих, в общем-то, полезных штуковин. Благо, у меня был образец, а по нему изготовить копию не составит никаких проблем:


    День добрый а STL файлик можно для печати шариков на ручки? Я б тоже себе напечатал на остальные мопедосы
    нет нет жи есть жи бувает жи есть же....

    Оффлайн DimanЫЧ

    • Мопедист
    • Сообщений: 61
    • Степень оранжевости: 82
      • Награды
    • Город: Балахна
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #13 : Март 21, 2021, 13:55:20 »
  • +0
  • -0
  • Цитировать
    День добрый а STL файлик можно для печати шариков на ручки? Я б тоже себе напечатал на остальные мопедосы

    Пожалуйста, только рычаги разные попадаются, потому рекомендую контролировать размеры :)
    https://disk.yandex.ru/d/HE__i7iZgXcEag

    Цитировать
    Пластиковый цоколь расплавит.

    Я вот тут подумал, а ведь в Пилоте точно такая же фара с точно такими же элементами внутри, а лампочка стоит тоже 35 Вт и ничего не расплавляет...

    Цитировать
    Лучше ставить светодиодную лампу. Ставил такую. Светит отлично   https://aliexpress.ru/item/32859478049.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.11a633edwTu58p&sku_id=65419876294

    Странно, но по указанной вами ссылке на алиэкспресс производителем указано применение этой светодиодной лампы для систем постоянного тока и с диапазоном напряжений 10-80 вольт. Как она работает с напряжением 6 В причем даже не обычной переменки (синусоиды), а "испорченной" стабилизатором напряжения?

    Оффлайн mechanic

    • Мопедист
    • Сообщений: 1260
    • Степень оранжевости: 1037
    • Награды За победу в фотоконкурсе
      • Награды
    • Город: Екатеринбург
    Re: Из хлама в "Карпаты".
    « Ответ #14 : Март 21, 2021, 18:24:24 »
  • +0
  • -0
  • Первым катался с лампой которая на видео. Она слабовата для ночной езды.
    Потом купил мощнее https://aliexpress.ru/item/32859478049.html?spm=a2g0s.9042311.0.0.11a633edwTu58p&sku_id=65419876294
    Она светит хорошо. Все работали от переменки.
    И ещё, на Карпатах напряжение гуляет до 12 вольт.

    Мы принимаем решения, и они изменяют нашу жизнь.