Автор Тема: Вот же были времена! Ижевск.  (Прочитано 4415 раз)

Оффлайн gushin

  • Мопедист
  • Сообщений: 262
  • Степень оранжевости: 205
    • Награды
  • Город: Москва
Вот же были времена! Ижевск.
« : Апрель 13, 2014, 16:04:14 »
  • +5
  • -1
  • Меня зовут Алексей Гущин, 38 лет, последние 5 лет живу в Москве, до того - в Ижевске. Денег на гараж в столице никак не заработаю, а потому и мопедов сейчас тоже нет. Скучаю по ним сильно.

    Всегда с восторгом читаю тексты дедушки Вагнера и поражаюсь его инженерным и литературным навыкам. Решил немного вспомнить свое прошло, примерно, 2005-2006 год. Тексты мои в сети остались, а фотографии, увы, канули в Лету. Но хоть что-то сохранилось, и то хорошо. Итак, поехали!

    Вперед в прошлое!

    Игрушки для взрослых

    Однажды сосед по гаражу наводил у себя порядок, освобождая место под новую и большую иномарку. Кроме прочего хлама, сосед хотел выбросить и чудом сохранившийся, но разукомплектованный легкий мопед, выглядевший в стиле 70х годов. Но, зная мой интерес к реставрации старой авто и мототехники, он разрешил забрать мне этот осколок прошлого.

    Так в моем гараже появился новый житель. Его нельзя было в полном смысле слова назвать мопедом – лишь синяя рама с белыми крыльями, колеса с разрушившимися от времени шинами. Не было двигателя, седла, руля, всей электропроводки, педалей и прочей мелочи. Но было самое главное для любого реставратора – заводской шильдик на рулевой колонке! На нем не было никаких надписей, но был изображен спутник, летящий над велосипедом.

    Никому не известный МВ-18

    У меня возникло желание восстановить его. Итак – за работу! Перво-наперво нужно залезть в интернет, чтобы определить, что же мне досталось. Поиски привели на сайт www.motodom.net, где общаются владельцы экзотической и самодельной маломощной мототехники. От завсегдатаев форума я узнал имя своего приобретения – это был легкий мопед МВ-18 Пензенского завода. Там же было и более чем подробное описание этого зверя, «библия», как мотодомовцы называют книгу Моисея Марковича «Мотовелосипедные двигатели».

    Вооруженный электронной версией книги, а также верстаком, необходимым инструментом, я в свободное время принялся за возвращение жизни тридцатилетнему мопеду. За рубежом, например, автотехника, чей возраст более 30 лет, уже относится к категории «олдтаймер», то есть долгожитель. Цены такой техники, особенно качественно отреставрированной, малыми назвать нельзя. Для меня же это было далеко не главным. Все-таки приятно сознавать, что ты обладаешь тем, чего нет у других. Если еще лет 20 назад в общем уличном потоке иномарка притягивала к себе взгляды, то теперь большее внимание вызовет «автостаричок», например, выглядящий, как с конвейера, Москвич-401 или ЗАЗ-965, «жужик», как любовно его называют в сети. Кстати, как выразился там один из зазоводов, «Если ваш жужик ухоженный, вас начинают уважать даже такие неромантические существа, как женщины».

    С миру по нитке

    Руль, ручки и тросы я поставил от «Планеты-3», правда, пришлось поработать паяльником при переделке тросов газа и сцепления. Покрышки и камеры прекрасно подошли от горных велосипедов – их размер точно такой же, 26 дюймов. Родных спиц взамен порванных я так и не смог найти, пришлось поставить велосипедные, более тонкие. Педальные шатуны вместе с ведущей звездой оказались на месте, так что достаточно оказалось лишь поставить на них новые педали. Также были куплены две новые велосипедные цепи – одна на педальный привод, использующийся при заводке двигателя и подъемах в крутую гору, и другая – на привод от двигателя.

    Самое сложное было – достать двигатель серии «Д». Новый «Д-8» в единственном ижевском магазине стоил 4 тыс. рублей, но я решил сэкономить. С помощью газеты «Из рук в руки», мне достались несколько некомплектных двигателей Д-6 и даже антиквариат 50х годов – самый первый отечественный мотовелосипедный двигатель Д-4К, на запчасти. Наконец, подвернулся настоящий вариант, и родной двигатель Д-6 был куплен всего за 500 рублей у двеннадцатилетнего мальчугана. Как рассказала его мама, ее сын сам сделал в мотоклубе «бегунок» с этим двигателем на базе детского велосипеда, и даже занимал призовые места на каких-то соревнованиях.

    С плачевными последствиями соревнований я столкнулся сразу же после начала монтажа двигателя на раму МВ-18. Шпильки крепления были загнуты и повреждены. Пришлось выпрямлять их и заново нарезать резьбу. Цилиндр поменял сразу – на выпускном патрубке была съедена вся резьба.

    Глушитель – «самоварный», с коротким коленом, который я правил кувалдой, чтобы поместить его под каретку МВ-18. Неосуществимая мечта – найти «родной» глушитель типа «огурец» с коленом и гайкой на выпускной патрубок. Пока даже газета «Из рук в руки» оказалась бессильной.

    Процесс реанимации двигателя был долгим и сложным, и я не раз пожалел, что не заплатил 4 тысячи за новый двигатель. Шпонка ведущей моторной звездочки была изношена так, что звезда проворачивалась. Я выточил шпонку из закаленной стали, и позже увидел в продаже похожие шпонки для бензопил «Дружба». Система зажигания от магнето была в запущенном состоянии. Но после приобретения нового высоковольтного трансформатора от двигателя Д-8, замены высоковольтного провода в сборе со свечным колпаком и установки угла опережения зажигания по прибору все стало в норме. Каналы карбюратора отказывались пропускать через себя топливо. При его разборке стало ясно, что они забиты мусором. После основательной механической чистки и продувки карбюратор ожил.

    Еще одна проблема, которую пришлось решать с помощью токаря – на бензобаке не было родного топливного крана. В конце концов, был выточен переходник под обычный кран от «ижа».

    Система элетрооборудования на таком мотовелосипеде выглядит сверхпримитивной, но это только на первый взгляд. Забегая вперед, скажу, что уже после первых пробных поездок, при попытке включить сохранившийся на заднем крыле габаритный фонарь двигатель сразу глох. Кто бы мог подумать, что вся система освещения питается через специальный дроссель, находящийся в фаре, которой-то и не было! «Библия» советовала в случае отсутствия дросселя подключать все через обычный диод, что я и сделал. Фонарь наполнился малиновым светом. Осталось найти родную круглую фару, в случае, если это не получится, ее место займет обычная велосипедная, что, конечно, плохо с точки зрения аутентичности комплектующих при реставрации.

    Наконец, после установки нового и удобного седла, необходимые работы были закончены. В один из выходных дней, когда в баке уже плескался бензин, в шинах было паспортное давление, погода радовала солнцем и пением птиц, я отъехал от гаража на педалях, отпустил ручку сцепления, и… двигатель завелся! После окончательной регулировки карбюратора мотор вышел на устойчивую и четкую работу.

    Реакция окружающих

    Я выехал за город по сарапульскому тракту, явно выделяясь из армии ставших привычными китайских «скутеров», попросту – микромотороллеров, или даже супербайков и чопперов. Мне было приятно наблюдать, как люди смотрели на меня с улыбкой. Подо мною урчал МВ-18 более чем 30и летнего возраста, восстановленный мною самим. И пусть в нем всего 1,2 лошадиных силы, зато сколько удовольствия! Пассажиры обгоняющих меня машин грозили сломать себе шею, оборачиваясь назад. На небольшой остановке, где я остужал двигатель (цилиндр от другого двигателя был еще непритерт, и перегревался) мимо шли двое мужчин с одного из гаражных кооперативов. «Смотри, вот это техника! – сказал один другому. - О, здесь даже передняя вилка на пружинах. Да, раньше умели делать!»

    Планы

    Если появится время, и, самое главное, свободные средства, можно будет перейти к завершающей стадии реставрации. Раму и крылья необходимо будет обработать на пескоструйном аппарате для удаления старой краски в любом из покрасочных цехов автосервиса, загрунтовать и покрасить именно в те цвета, что были на мопеде от рождения. На этом все можно будет считать законченным. Но что дальше ждет своей очереди на реставрацию?

    Наверное, это будет ЗАЗ-965, «самое доброе на свете привидение с мотором».

    Пост скриптум. Потом этот мопед был продан за 3 тыс. руб. Диме Иванову, руководителю клуба Дырчик, и был уничтожен. Вот последнее предсмертное видео уже уколхоженного МВ-18:





    Оффлайн gushin

    • Мопедист
    • Сообщений: 262
    • Степень оранжевости: 205
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #1 : Апрель 13, 2014, 16:08:29 »
  • +2
  • -1
  • Ну и рассказ о соседе из деревни Нижнее Асаново Алнашского района Удмуртии, Егоре Солдатове. Фото тоже не сохранились.

    Трицикл по-удмуртски

    «Я бросил пить. Теперь меня тянет к технике» - как-то сказал Егор, мой сосед в деревне Нижнее Асаново, что в республике Удмуртия. И правда, все механические предметы, ранее попадавшие в его руки, чудесным образом ломались, выходили из строя и бесследно гибли в пунктах приема металлолома. Теперь он начал новую жизнь. «Завязал!» - говорит.

    Наше с Егором детство

    Егор все время работал пастухом, поэтому с лошадьми обращался лучше всех. А вот с техникой – ну никак, и все вокруг просто удивлялись. Все дело в том, что у Егора была громадная физическая сила. А вот приложить ее с толком он никак не мог. Поэтому единственный инструмент, с которым он ладил – был шанцевый. Однажды отец купил мне на велосипед «динамку» и фару. В советское время этот подарок был просто неоценим – дефицит страшный. И что-то она у меня забарахлила. «Егор, посмотри, может сделаешь?» - попросил я его как старшего. Егор обхватил ее громадной ладонью и нечаянно вырвал «с мясом». На раме велосипеда осталось лишь крепление. «На!» - сказал он, и протянул мне остатки.

    Вскоре родители купили Егору новую «Верховину». Для нас, уличных мальчишек начала восьмидесятых, она казалась космическим кораблем – такой красивой и недоступной она была. На ней Егор отъездил недели две. Обе скорости с покупки одновременно работать не хотели – регулировкой тросика ручного переключения можно было найти либо первую, но тогда пропадала вторая, либо наоборот. Неожиданно Егор зачем-то полез разбирать корзину сцепления, и, пытаясь силой поставить обратно внешний диск сцепления, сломал 2 шпильки. После чего Верховина была разобрана на запчасти и больше я ее не видел.

    Однажды мы собрали Егору «бегунок» - детский велосипед «Левушка» с двигателем Д-6. Посмотреть, как его будет обкатывать Егор, высыпала почти вся улица. Егор разогнался как следует, и тут у него вспыхнули штаны. Зрелище было необычное. Тормозов у бегунка не было, поэтому Егор нарезал круги, и только кричал «Тушите меня!». Каким-то образом бензин вытек из бака на штаны и загорелся. Потушили тогда быстро, Егор лишь лишился очередных «гамаш».

    Через пару лет каким-то чудом у Егора появился «Ковровец» без документов - тот самый, древний предок «Восхода». Вот только заводиться он никак не хотел. Помню, как же я тогда замучался толкать Егора на этом чудо-мотоцикле вверх и вниз по улице. «Понюхай глушитель, может, дымом уже запахло?» - предложил тогда Егор в качестве диагностики неисправности. Ковровец так никто и не завел, и он тоже постепенно ушел в небытие.

    Еще лет через 5-7 Егору за что-то подарили Яву, тоже без документов. Я не специалист в марках, но внешне она напоминала Юпитер-5. На свою беду Егор решил поменять поршневую, достал какие-то похожие поршни и начал забивать их в цилиндры молотком, потому что «плохо лезли». Ява с раскуроченным двигателем вскоре была куда-то увезена.

    Трицикл

    Пару лет назад Егору от разбившегося по пьянке родственника достался побитый жизнью грузовой тульский мотороллер – Муравей. Передняя часть была замята трактором Беларусь, это пьяный родственник сдавал на тракторе задом и не заметил свой же мотороллер. Крышки двигателя были сданы им в цветмет, а на месте прерывателя было установлено «тракторное» магнето. Мотороллер худо-бедно заводился и даже ездил, но все время захлебывался и не тянул.

    Однажды, когда я в очередной раз приехал в отпуск, уже четверо детишек Егора толкали по улице «нечто» – самодельный трицикл. «Вот, отдал сварщику 100 рублей и бутыль самогона», - сказал Егор. «Сам-то я теперь не пью, и вот, смотри, какой аппарат получился» - с гордостью показал он на свое творение. Оказалось, он не пожалел тысячу рублей, купил Планету-3 на грани смертного коллапса, поставил на муравьевский задний редуктор звезду от Планеты, удлинил цепь. Сварщик соединил все воедино. Седло приделал от старого «Урала». Теперь мотоцикл умеет ездить и вперед, и назад. «Осталось только покрасить» - заметил Егор. «Краска, правда, осталась только половая. Будет держаться?» - спросил он меня. Я только развел руками от беспомощности посоветовать что-либо.

    Аппарат у Егора вышел несколько брутальным по внешности, но вполне практичным. Детишки украсили его как могли – установили катафоты в спицы переднего колеса и звуковые сигналы вместо поворотников.

    Кто-то скажет – не эстетично. Зато – дешево, надежно, и практично! (Инфаркты сотрудников ГАИ в расчет не берем).

    Оффлайн Кургузов Роман

    • Мопедист
    • Сообщений: 1631
    • Степень оранжевости: 871
    • Кургузов Роман
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени За героическое преодоление Лоховской горы
      • BagnerLend.ru
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #2 : Апрель 13, 2014, 22:11:50 »
  • +0
  • -0
  • Спасибо - здорово.

    А в газете  "Из рук в руки "  транспорта почти не осталось - вчера убедился - всё в компьютере.
    Всё сбудется стоит только расхотеть .

    Оффлайн gushin

    • Мопедист
    • Сообщений: 262
    • Степень оранжевости: 205
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #3 : Апрель 20, 2014, 14:37:18 »
  • +1
  • -0
  • Время тогда такое было, интернет еще был не у всех. Сейчас все проще.

    Кстати, думаю, что раньше без интернета дети были счастливее:


    Оффлайн Hammer

    • Мопедист
    • Сообщений: 901
    • Степень оранжевости: 548
    • Награды Участник мегачелленджа 2 степени
      • Дырчик.RU
      • Награды
    • Город: Жуковский
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #4 : Апрель 20, 2014, 15:07:01 »
  • +6
  • -2
  • Пост скриптум. Потом этот мопед был продан за 3 тыс. руб. Диме Иванову, руководителю клуба Дырчик, и был уничтожен. Вот последнее предсмертное видео уже уколхоженного МВ-18

    Ну не позорь ты профессию! Уколхожен? Предсмертное???

    Вот из этого:



    Был сделан мопед с электронным зажиганием, новым двигателем и водяных охлаждением. Я на нем отжигал круче всех:



    На нем были испытаны девайсы, до сих пор развиваемые здесь и на других форумах. Не было бы этого мопеда, не было бы нормального доработанного другими мопедистами СЛХ, не был бы испытан алюминиевый радиатор и не была бы проверена схема водяного охлаждения сифонного типа. А перенос вилки чего стоил!

    А рассказ про просыпающийся город, который я написал возвращаясь домой в 5 утра на этом мопеде???

    Вот почему вместо гордости "уколхожен" и "предсмертное"? Никогда этого не понимал и не пойму! Хотел сохранить, зачем тогда мне продал? В курсе же, что я не реставратор, а экспериментатор! Я всегда создаю новую историю, а не храню и не плачу над старыми!
    « Последнее редактирование: Апрель 20, 2014, 15:18:08 от Hammer »
    Я буду улыбаться вам в рожи, пока вы не поймёте, что я добрый и хороший!

    Оффлайн gushin

    • Мопедист
    • Сообщений: 262
    • Степень оранжевости: 205
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #5 : Октябрь 04, 2014, 12:46:58 »
  • +0
  • -0
  • На майские праздники побывал на родине, в удмуртской деревне Асаново. Дядя Миша (давно уже пенсионер) затеял строительство нового дома, пока снес старые постройки и построил новый гараж. Работает в одиночку, и я поражаюсь, как он между делом успевает еще собирать из подручных материалов минитрактор.

    Несколько лет назад он купил с рук побитый ЗАЗ-968 из-за коробки скоростей. Купил "инвалидку" ряди двигателя и рулевой системы. И сейчас что-то тихонько варит, собирает. Трактор постепенно приобретает очертания. Сейчас уже осень, может быть, аппарат уже готов. Интересно будет увидеть, когда через год снова выберусь туда из Москвы. Ну и несколько майских фото:



















    « Последнее редактирование: Октябрь 04, 2014, 12:50:19 от gushin »

    Оффлайн gushin

    • Мопедист
    • Сообщений: 262
    • Степень оранжевости: 205
      • Награды
    • Город: Москва
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #6 : Октябрь 14, 2014, 17:17:07 »
  • +1
  • -0
  • В соседней деревне парнишка соорудил вот такой трактор:
    (Виноват - не совсем мопедная тематика)










    Оффлайн MVS

    • Мопедист
    • Сообщений: 223
    • Степень оранжевости: 81
    • Темная сторона
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • Награды
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #7 : Октябрь 14, 2014, 17:56:22 »
  • +0
  • -0
  • Симпатичный трактор (на 8ой фотке справа), красненький!  Есть с чего брать пример!

    Оффлайн Riga-22

    • Мопедист
    • Сообщений: 1027
    • Степень оранжевости: 607
    • ♠ ɠɧoʂt Ŕɩɗҽɾ ♠
    • Награды Участник мегачелленджа 3 степени
      • www.m7moto.ru
      • Награды
    • Город: Казань
    Re: Вот же были времена! Ижевск.
    « Ответ #8 : Октябрь 14, 2014, 18:44:15 »
  • +0
  • -0
  • Совсем оффтоп: gushin, здравствуйте. А не знаете ли Вы случайно в Асаново дядю Пашу Русалёва?? Или дочь его Ирину.  :o
    www.m7moto.ru

    don't be afraid to fail. be afraid not to try